Культурный центр ДОМ

31 мая 2001

Фестиваль ОРИОН КАП ЦЫГАНСКИЙ
СТАМБУЛЬСКИЙ ОРИЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ (Турция)
[традиционная цыганская музыка]

ФЕСТИВАЛЬ ОРИОН КАП ЦЫГАНСКИЙ по праву можно назвать самым крупномасштабным
этническим проектом года. Впервые в России на сцене Культурного Центра ДОМ и
Концертного зала Чайковского выступят звезды цыганской музыки из самых
разных регионов мира. Состав участников фестиваля уникален - это мировые
знаменитости, покорившие своим искусством ценителей традиционной и
современной цыганской музыки по всему миру и никогда прежде не выступавшие в
России. Это лучшие из лучших - СТАМБУЛЬСКИЙ ОРИЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ (Турция)
под руководством перкуссиста, певца и исполнителя на уде Бурхана Очала,
ТАРАФ ДЕ ХАЙДУК (Румыния) и МУЗЫКАНТЫ НИЛА (Египет)- представляющие
неведомые нам прежде лики цыганской музыки, весьма далекие от привычных
душераздирающих <жестоких> ресторанных романсов. Все эти музыканты связаны
со всемирно известными фирмами грамзаписи WORLD NETWORK и REAL WORLD, они
выступали в самых престижных залах мира, а в этом году они соберутся под
крышей Культурного Центра ДОМ и Концертного зала Чайковского, чтобы
преподнести бесценный дар своего искусства московской публике.

История фестиваля ОРИОН КАП

Кубок ОРИОН возник в 1995 году как теннисный турнир локального значения. С
самых первых своих шагов турнир сопровождался творческими решениями в сфере
дизайна (печатались плакаты, майки и газеты, позже завоевывавшие призы на
международных дизайнерских выставках), менеджмента и промоушн.

На протяжении своей истории кубок ОРИОН постепенно трансформировался из
спортивного турнира в событие художественной жизни. Все больший удельный вес
в нем приобретали разного рода художественные акции: выступления музыкантов,
танцоров и поэтов, выставки и перформансы, показы мод и художественное
оформление пространства.

На турнире 1997 года на теннисном корте выступали камерный ансамбль Алексея
Айги "4:33", танцевальная группа Геннадия Абрамова, показывались моды
Николая и Алексея Полушкиных и работы Бориса Бергера.

В 1998 году на сцене Зеленого театра Парка Горького было проведено
мультимедиальное действо фестивального формата, включавщее в себя концерт
новой музыки, представление современного балета, художественный перформанс,
чтение современной поэзии и видеоинсталляцию. Участниками фестиваля были
Саинхо Намчылак, Энвер Измайлов, группа НеТе, DJ Андрей Самсонов,
танцевальная группа ПОВСТАНЦЫ, щвейцарско-немецкий новоджазовый дуэт,
художники Борис Бергер и Сергей Базилев и многие другие. Впервые к событию
был выпущен компакт-диск с музыкой участников фестиваля.

С 1999 года ОРИОН КАП проводится в ДОМе. В этом году во дворе ДОМа
проводился массовый живописный многочасовой сеанс написания портретов Аллы
Борисовны Пугачевой. В концертном зале в течение трех дней проходили
выступления новоджазовых групп из России, Германии, Швеции и Австралии
вместе с демонстрацией под живую музыку немых фильмов. Среди выступавших
были группа АМА джаз, Кристер Ботен, Ансамбль 4.33, группа НЕТЕ, ансамбль
SLAWTERHAUS, Джон Роуз, Петер Холлингер, Ханнес Бауэр, Дитмар Дисснер, Трио
OHR и другие.

В 2000 году прошел фестиваль мировой музыки СТОЛИЧНЫЙ ОРИОН КАП 2000.
Впервые в России на сцене Культурного Центра ДОМ выступили звезды мировой
музыки из столиц республик бывшего СССР. Состав участников фестиваля был
уникален - любимцы московской публики - группа АШХАБАД (Ашхабад); живая
легенда Армении, знаменитый <виртуоз дудука> - Дживан ГАСПАРЯН (Ереван);
обладатель <магического голоса>, лауреат престижной премии ЮНЕСКО - Алим
КАСИМОВ (Баку); звезда - Монаджат Юлчиева (Ташкент). Кроме
того, во время фестиваля во дворе ДОМа была открыта скульптура Питера
Гэбриэла, знаменитого рок-музыканта, основателя фирмы грамзаписи REAL WORLD
и фестиваля WOMAD, главного проповедника мировой музыки в сегодняшнем мире.


СТАМБУЛЬСКИЙ АНСАМБЛЬ ОРИЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ под руководством перкуссиониста,
вокалиста и инструменталиста Бурхана Очала состоит из ведущих турецких
цыганских музыкантов. Целью ансамбля является сохранение практически
забытого музыкального наследия 18-19 веков Стамбула и Траца (места, где
встречаются Европа и Азия и где сейчас граничат современные Болгария, Греция
и Турция, на побережье Эгейского и Черного морей). Истинно цыганская любовь
к природе и к путешествиям придает их музыке множество оттенков, в которые
вложен весь их жизненный опыт. Начиная с 10 века, цыгане играют определяющую
роль в формировании музыкальных жанров на Балканском полуострове, в
окрестностях Стамбула, Эдирне и Измира. Их талант, любовь к музыке и
бесспорная техническая виртуозность позволяют им обращаться к широкому
спектру фольклорной и классической музыки. На протяжении многих веков они
вбирали в свою культуру различные музыкальные традиции с тем, что бы теперь
их назвали хранителями греческой, иудейской и цыганской культур. Памятуя о
кочевом образе жизни цыган, становится ясно, почему они обладают таким
богатым репертуаром. Кроме того, они имеют возможность оперировать
тончайшими элементами турецкой классической музыки, которые наилучшим
образом отвечают их менталитету и характеру, например, сольными
импровизациями, так называемыми "таксимами". Повседневная жизнь этих
музыкантов тоже сосредоточена вокруг музыки и музыкальной импровизации. Даже
если у них нет концерта, они все равно собираются вместе и музицируют до
глубокой ночи. Главные инструменты СТАМБУЛЬСКОГО АНСАМБЛЯ это дарбука,
канун, уд, кларнет и знаменитая кеманча. Два альбома подряд СТАМБУЛЬСКОГО
АНСАМБЛЯ "Gypsy Rum" и "Sultan's Secret Door", удостоились премии на
Deutsche Schallpatternpreis, что само по себе очень почетно.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда