Культурный центр ДОМ

10 февраля 2002

НОКТЮРН ДЛЯ БУМАГИ - Выставка и фестиваль работ Владимира ТАРАСОВА
КИНО
Владимир ТАРАСОВ и немое кино
Участвуют: Вячеслав ГАЙВОРОНСКИЙ, Владимир ВОЛКОВ, Алексей АЙГИ

«Человек с киноаппаратом» Дзига Вертов
«Золотой Век» Луис Бюнуэль.
«Танец роторов» Марсель Дюшан

[перфоманс]

Владимир Тарасов родился 29 июня 1947 года в Архангельске и занимается музыкой уже сорок лет. Начав играть традиционный джаз в архангельском клубе моряков в 14 лет, он прошел за эти годы почти через все стили и жанры музыкального искусства. Владимир Тарасов работал в самых разных оркестрах: духовом, театральном, симфоническом, камерном; исполнял, специально для него написанные, концерты для ударных и симфонического оркестра. И сегодня он продолжает сотрудничество с камерными оркестрами Лианы Исакадзе и Владимира Спивакова, ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского. Но главным делом для него всегда были свободный джаз и новая импровизационная музыка. Владимир Тарасов - бессменный участник одного из первых (если не первого) и наиболее значимых в недавней истории советского джаза ансамблей такого рода – трио Г-Т-Ч (Ганелин-Тарасов-Чекасин), еще в начале семидесятых сумевших породить крайне новый и оригинальный сплав компонированной и импровизационной музыки и в конце семидесятых первыми прорвавших "железный занавес".
Почти 20 лет назад Владимир Тарасов начал выступать и записываться с сольными программами для ударных инструментов. Все они называются АТТО, что по-итальянски означает «действие», и к сегодняшнему дню сделано уже десять программ, восемь из которых записаны на пластинки и компакт-диски. Сольная перкуссионая музыка Владимира Тарасова для акустических и электронных ударных со временем все больше смещается в сторону современной академической музыки и звуковых инсталляций авангардного толка. В последние годы, Тарасов активно сотрудничает со многими известными музыкантами. В дуэте с Andrew Cyrille он записал компакт-диск и сделал несколько крупных гастрольных туров по России, Канаде и США, неоднократно выступал в Butch Morris "Creative Music Orchestra", играл и записывался вместе с ROVA Saxophone Quartet, джазовым проектом балтийских стран "Baltica-91", Christian Muthspiel "Octet Ost". Несколько лет назад Тарасов собрал под своим руководством своего рода новоджазовую "сборную" Литвы "Lithuanian Art Orchestra", первая программа которого "WaltzAtto" также вышла на компакт-диске. Но Владимир Тарасов активно участвует не только в музыкальной, но и в художественной жизни более широкого диапазона. Он пишет музыку для театра и кино ("Черный квадрат" и "Дон-Жуан"), устраивает перформансы и музыкальные инсталляции на художественных выставках и в галереях вместе со своими друзьями художниками Юрием Соболевым, Ильей Кабаковым и другими (Documenta-9, Kassel-92; "Watermusic or Accident at the Museum", New-York-92, Музей современного искусства, Чикаго-93; "Red Pavilion", Биенале, Венеция-93 и многие другие), выступает вместе с поэтами и писателями: Дмитрием Александровичем Приговым, Андреем Битовым и другими. Одним словом, Владимир Тарасов живет насыщенной творческой жизнью, находясь сегодня в периоде особой художественной активности.

Звуковые образы Владимира Тарасова живут в случайных закономерностях, где царствует «судьба барабанщика» и законы богов. Он вслушивается и всматривается в них, вступая в диалог как дзен-буддист в чайной церемонии. Их случайность – или алеаторика – рифмуется с игрой в рулетку, материализуясь в ее реальной “play” предметности, где выигрыш непредсказуем, но где всегда везет. Алеаторические перформансы Владимира Тарасова восходят к традиции импровизаций Моцарта для игры в кости, они омываются пространствами Кейджа и Штокхаузена, Василия Кандинского и Даниила Хармса. В своей непреднамеренности и попустительстве эта альтернативная «игра» позволяет свободно течь его жизни, оставляя в ее образах узоры китайской Книги Перемен. В их конфигурациях встречаются магические заклинания Дмитрия Александровича Пригова и постмодернистские стратегии Андрея Битова, высокий пародизм Александра Сергеевича Пушкина и советское народное необарокко Василия Ивановича Чапаева, трагический конструктивизм Всеволода Мейерхольда и оптимистические роторы Марселя Дюшана. Алеаторика Владимира Тарасова в фестивальном проекте Центра ДОМ пронизывает авангардное кино Европы и России, возвращая голос «немым» фильмам Дзиги Вертова и Луиса Бюнуэля. Бумажная инсталляция, где встречаются Владимир Тарасов-художник и Владимир Тарасов-композитор, подтверждает упавшую с неба фразу, что «рукописи не горят», и что шелест бумажных листов сопоставим с шелестом крыльев ангелов. Бумажные листы инсталляции «Ноктюрн для бумаги» наполняются дыханием Великого Текста, мерцанием смыслов и световыми потоками, где тени и контуры напоминают, что случайности “play” никогда не исчезают из нашей жизни.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда