Культурный центр ДОМ

13 апреля 2002

ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ :
Степанида БОРИСОВА (Якутск)
Группа НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ (Петербург)

Степанида БОРИСОВА (Якутск)

Степанида Ильинична Борисова - известная якутская поющая драматическая
актриса с огромным диапазоном амплуа: от комического до трагического -
родилась 15 апреля 1950 года.
В зрительской памяти запечатлелись образы уморительных старух, городских
кокеток (до прихода в театр режиссера Борисова), а в спектаклях 80 - 90-х -
это мягкая, нежная мать Кириска из "Желанного берега", безумная Пайпаткэ из
"Ханидо и Халерха", то завороженно стоящая у граммофона среди шумной
ярмарочной толпы, то баюкающая завернутое в тряпки полено, заменяющее ей
младенца, то в блаженном забытьи нелепо и трогательно вскидывающая руки в
страшном танце, замыкающем очередную похоронную процессию.
С такой актрисой, как Степанида Борисова, реальной кажется давнишняя мечта
режиссера создать театр - олонхо. "Добрый человек из Сы-чуани" был первым
приближением к нему, а следующим шагом стал спектакль-тойук "Дорогунов -
дитя человеческое".
Пение Степаниды стало необходимо всем. Ее очень любит зритель, и не только
за голос, она обаятельна своей открытостью, легкостью общения, радушием. В
кинокадрах военной хроники видеофильма о якутянах, сражавшихся на фронтах
Великой Отечественной войны, - за кадром звучит ее голос, как голос
матери-земли; в спектакле МХАТа "Прощание с Матерой" тот же голос, как голос
природы, вложенной в уста тунгуски, поднимает на порядок смысл постановки;
этот же голос, идущий как будто из глубины языческих времен, передает
мистический ужас героя в первом (дипломном) фильме Алексея Романова "Марфа".
Наконец, рок-группа "Чолбон" перерождается с приходом в нее Степаниды
Борисовой.
Трехъярусный мир, где верхний мир, в свою очередь, бесконечно многоярусен,
гармонирует с фигуральностью и витиеватостью языка с длиннейшими периодами
аллегории и сравнений, с многократной эхообразной вибрацией в певческих
приемах. Ритмы и тембры Вселенной звучат в исполнении Степаниды Борисовой, и
вся этическая наполненность представлений о мире совершается на ином, более
высоком порядковом уровне, чем бытовые междуусобные распри. Добро и зло в
пении Степаниды - вселенские категории. Современные тексты звучат как
заклинания.
Может быть, правы те музыковеды, которые считают, что исполнение Степаниды
Борисовой нельзя отнести к традиционному якутскому пению - это дело узких
специалистов, но не парадокс ли:
та, чье пение не считается вполне традиционным, открывает истинные живые
токи его воздействия на слушателя!
Рассказывают, в Мексике, на встрече со зрителями, Степанида запела, и народ
повалил с улицы, зал не мог вместить всех желающих.

Актриса, которая поет
Судьба актера складывается по-разному. Иногда популярность приходит после
одного-единственного спектакля. В биографии актрисы, о которой пойдет речь,
все сложилось по-другому. Не было стремительной популярности, когда на
следующий день просыпаешься знаменитой. Признание росло, как дом по
кирпичику, крепко, надежно, надолго. Изначально помогли этому голос,
врожденная музыкальность и, как ни странно, мысли о тяжелой доле якутской
женщины-крестьянки.
Детство Степаниды прошло в местности Телиги. В доме жили три семьи, взрослые
целый день работали, и на плечи маленькой девочки с крепким мужским именем
Степа легли все обязанности по дому. До школы она умела не только ухаживать
за новорожденными и делать все по дому, но и печь для домочадцев огромные
тяжелые хлебы. Мама была скотницей на небольшой ферме, приходила, не чуя под
собой ног от усталости, и, уложив родную на постель, Степа тихонько брала
мамины рукавицы и зашивала на них дырки, жалея ее бедные наработавшиеся
руки.
Закончив в Телиги три класса, девочка поехала учиться дальше в Нахару.
Кстати, эта школа, как и Степанида, празднует нынче свой юбилей - только
школа наполовину старше, ей 100 лет.
После окончания 10 класса девчонка храбро отправилась поступать в
Новосибирскую консерваторию. Голос-то у нее был, да паспорта еще не было. Не
взяли. Вернулась, работала в Нюрбинском театре и вместе с другими молодыми
ребятами поступила в Щепкинское театральное училище. Все годы, пока
Степанида работала и училась, ее не покидали мысли о маме: как-то она там,
кто теперь зашивает ее старенькие рукавички?..
...Еще в Якутске на экзаменах по истории она увидела кудрявого русского
парня. Он сидел рядом и Степа шепотом спросила его по-русски: "Когда была
война в Пруссии?". Он по-якутски так же шепотом ответил: "Вот карта, на ней
все написано...". Так она впервые познакомилась с Андреем Борисовым.
После третьего курса они поженились. Родилась дочка Мария. Степанида не
брала академического отпуска и беременной отыграла все спектакли. Дочку на
время учебы отдали в Дом ребенка и бегали туда каждый выдавшийся свободный
час. Молодая мама, играя председателя горсовета Марию Черканову в дипломном
спектакле "Золотая карета" по Л.Леонову, ни на минутку не забывала о своей
крошке, ждущей ее в приюте. Но экзамены были сданы на отлично.
И вот - уже дома. Благословенная родная республика, Якутск, в котором пока
еще всего два театра - якутский и русский, работа и творчество, и
восхождение Андрея по дороге успеха.
Ролей у Степаниды было немного. Но все - как песня, принесшая известность.
За роли Марфы в "Споткнувшемся" и Шен-Де, Шой-Да в "Добром человеке из
Сычуаня" она получила Госпремию им.Ойунского из рук Башарина, чем гордится
до сих пор. Немного погодя стала заслуженной артисткой России.
О чем всегда печалится Степанида, так это о том, что мама так и не увидела,
как дочь играет в спектаклях: "Бедная, пожила так мало, а я - я ничего не
успела дать родной своей...". Свой творческий вечер актриса посвятила памяти
матери. В переводе на русский его название звучит несколько странно: "Дочь
Майи-Нестор, Степанида", а по-якутски очень красиво и понятно.
Актриса всегда пела, но более ярко ее песенная звездочка вспыхнула семь лет
назад, когда она нашла себя в этнической песне. Потом стала преподавать в
фольклорном отделении музучилища. На фольклорных международных фестивалях
всех городов и весей зазвучал ее необыкновенный голос, развернулся спавший
до времени импровизаторский талант.
О чем она поет? О земле, об окружающем мире, о детстве, обо всем, о чем
болит и радуется ее впечатлительная душа. Недавно мне кто-то сказал: "Она
поет так странно, так тревожно... Словно стены раздвигаются и видишь землю
из космоса".
Певицы обычно рассказывают, что поют всегда, даже когда занимаются домашними
делами. Степанида относится к песне с уважением, отдается ей вся и только
тогда, когда не занята ничем. Правда, в последнее время поет, качая на руках
внучку Анюту - дочку своей младшей, Зиночки. Но это не бремя - это радость,
светлое солнышко, к которому тянутся все в доме, три женщины и постоянно
занятой дед Андрей. А крохотная Анюта уже делает свои первые попытки
подпевать бабушке. Кто знает, может, горит уже ее звездочка на небосклоне -
звезда внучки двух людей, не мыслящих себя без творчества?..
...Если бы жизнь, как в машине времени, вдруг повернула вспять, Степанида,
по ее словам, прожила бы ее точно так же, со всеми ошибками. Только к маме
бы постаралась быть более внимательной. Она и себя называет, во-первых,
матерью, а потом все остальное
... актриса, работница, жена... Но так она думает сама. А зрители считают ее
самой поющей актрисой в Саха театре. Певицей, от волшебного голоса которой
раздвигаются стены, и летит в синеву космоса наша матушка-земля.


Группа НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ (Петербург)

"Группа Новых Оснований СПб" представляет программу ЖИВЫХ СЛАЙД-ФИЛЬМОВ с
параллельным звуком П.В.С. "Перемещения Во Сне" 1996-2002
Sub-Петербург->Cеверодвинск->Соловки->Cаратов->
Berlin->SPb ВсеОкнО П.В.С.

ЖИВЫЕ Перемещения Слайдов и Звуков в Пространстве и Времени.
Отчет о Реальности. Визуально-Звуковой Сон.
Мгновенная Телепортация Зрителя в Разные Точки и Состояния.

Программа включает около 2002 слайдов, снятых за последние 6 лет в процессе
перемещений по разным городам, и состоит из 12 звуковых диафильмов
продолжительностью по 15-20 мин. Последний фильм Sub-Петербург приурочен к
грядущему 300 летию Города, и погружает зрителя в психоделическую Питерскую
атмосферу. При озвучивании фильмов использовались фрагменты музыкальных
произведений групп различных стилей и направлений, а также записи живых
звуков и собственные композиции.
Специальная система показа слайдов с параллельным озвучиванием позволяет
синхронизировать ЖИВОЕ наслоение слайдов с ЖИВЫМ сведением звука
ВРУЧНУЮ,ПРЯМО НА ГЛАЗАХ У ЗРИТЕЛЯ.

"НовЫе Основания" - абстрактная организация, фактически существует с 1997 г.
В разное время в проектах Н.О. участвовали около 16 молодых питерских
художников. Сфера деятельности группы - "ЖЫВОЕ ИЗГУЗТВО": фотография,
коллаж, живопись, графика, объекты, инсталляция, ЖИВОЙ СЛАЙД-ФИЛЬМ
ПЕРФОРМАНС,
организация и проведение независимых акций, выставок, фестивалей.

ОСНОВНЫЕ АКЦИИ Н.о.:
Чердачная Галерея "Дупло" СПб 1997,
Сквот-Студия "Volume Art" СПб 1998,
"Новый Фестиваль Жывого Изгузства" НФЖИ АНГАР999,
"Быстрый Фестиваль" ул Восстания 4 СПб 2001.

Авторы проекта П.В.С.
Александр Стрелец (1974 г.р., Ленинград) и Евгений Тюкин (1971 г.р.,
Северодвинск) познакомились в Питере в 1992 году, будучи студентами
Политеха, и в 1997 г. объединили усилия в области аудио-визуального
самотворчества и создания звуковых диафильмов.

1999 г. Выступления в арт-школах и клубах Германии.
2000 г. СПб участие в фестивалях "СКИФ4","Солнцеворот",
слайд-перформанс в музее сновидений З.Фрейда.
2001 Участие в Театральнм фестивале КУК АРТ в Пушкине
Москва "Art-Garbage" выставка фотографий, программа слайд-фильмов,
презентация первой версии мультимедийного CD "П.В.С."
(Совместная работа с Максимом Знаменским)




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда