|
Культурный центр ДОМ 13 апреля 2002
ДО ОСНОВАНЬЯ, А ЗАТЕМ : Степанида БОРИСОВА (Якутск) Группа НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ (Петербург)
Степанида БОРИСОВА (Якутск)Степанида Ильинична Борисова - известная якутская поющая драматическая актриса с огромным диапазоном амплуа: от комического до трагического - родилась 15 апреля 1950 года. В зрительской памяти запечатлелись образы уморительных старух, городских кокеток (до прихода в театр режиссера Борисова), а в спектаклях 80 - 90-х - это мягкая, нежная мать Кириска из "Желанного берега", безумная Пайпаткэ из "Ханидо и Халерха", то завороженно стоящая у граммофона среди шумной ярмарочной толпы, то баюкающая завернутое в тряпки полено, заменяющее ей младенца, то в блаженном забытьи нелепо и трогательно вскидывающая руки в страшном танце, замыкающем очередную похоронную процессию. С такой актрисой, как Степанида Борисова, реальной кажется давнишняя мечта режиссера создать театр - олонхо. "Добрый человек из Сы-чуани" был первым приближением к нему, а следующим шагом стал спектакль-тойук "Дорогунов - дитя человеческое". Пение Степаниды стало необходимо всем. Ее очень любит зритель, и не только за голос, она обаятельна своей открытостью, легкостью общения, радушием. В кинокадрах военной хроники видеофильма о якутянах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, - за кадром звучит ее голос, как голос матери-земли; в спектакле МХАТа "Прощание с Матерой" тот же голос, как голос природы, вложенной в уста тунгуски, поднимает на порядок смысл постановки; этот же голос, идущий как будто из глубины языческих времен, передает мистический ужас героя в первом (дипломном) фильме Алексея Романова "Марфа". Наконец, рок-группа "Чолбон" перерождается с приходом в нее Степаниды Борисовой. Трехъярусный мир, где верхний мир, в свою очередь, бесконечно многоярусен, гармонирует с фигуральностью и витиеватостью языка с длиннейшими периодами аллегории и сравнений, с многократной эхообразной вибрацией в певческих приемах. Ритмы и тембры Вселенной звучат в исполнении Степаниды Борисовой, и вся этическая наполненность представлений о мире совершается на ином, более высоком порядковом уровне, чем бытовые междуусобные распри. Добро и зло в пении Степаниды - вселенские категории. Современные тексты звучат как заклинания. Может быть, правы те музыковеды, которые считают, что исполнение Степаниды Борисовой нельзя отнести к традиционному якутскому пению - это дело узких специалистов, но не парадокс ли: та, чье пение не считается вполне традиционным, открывает истинные живые токи его воздействия на слушателя! Рассказывают, в Мексике, на встрече со зрителями, Степанида запела, и народ повалил с улицы, зал не мог вместить всех желающих. Актриса, которая поет Судьба актера складывается по-разному. Иногда популярность приходит после одного-единственного спектакля. В биографии актрисы, о которой пойдет речь, все сложилось по-другому. Не было стремительной популярности, когда на следующий день просыпаешься знаменитой. Признание росло, как дом по кирпичику, крепко, надежно, надолго. Изначально помогли этому голос, врожденная музыкальность и, как ни странно, мысли о тяжелой доле якутской женщины-крестьянки. Детство Степаниды прошло в местности Телиги. В доме жили три семьи, взрослые целый день работали, и на плечи маленькой девочки с крепким мужским именем Степа легли все обязанности по дому. До школы она умела не только ухаживать за новорожденными и делать все по дому, но и печь для домочадцев огромные тяжелые хлебы. Мама была скотницей на небольшой ферме, приходила, не чуя под собой ног от усталости, и, уложив родную на постель, Степа тихонько брала мамины рукавицы и зашивала на них дырки, жалея ее бедные наработавшиеся руки. Закончив в Телиги три класса, девочка поехала учиться дальше в Нахару. Кстати, эта школа, как и Степанида, празднует нынче свой юбилей - только школа наполовину старше, ей 100 лет. После окончания 10 класса девчонка храбро отправилась поступать в Новосибирскую консерваторию. Голос-то у нее был, да паспорта еще не было. Не взяли. Вернулась, работала в Нюрбинском театре и вместе с другими молодыми ребятами поступила в Щепкинское театральное училище. Все годы, пока Степанида работала и училась, ее не покидали мысли о маме: как-то она там, кто теперь зашивает ее старенькие рукавички?.. ...Еще в Якутске на экзаменах по истории она увидела кудрявого русского парня. Он сидел рядом и Степа шепотом спросила его по-русски: "Когда была война в Пруссии?". Он по-якутски так же шепотом ответил: "Вот карта, на ней все написано...". Так она впервые познакомилась с Андреем Борисовым. После третьего курса они поженились. Родилась дочка Мария. Степанида не брала академического отпуска и беременной отыграла все спектакли. Дочку на время учебы отдали в Дом ребенка и бегали туда каждый выдавшийся свободный час. Молодая мама, играя председателя горсовета Марию Черканову в дипломном спектакле "Золотая карета" по Л.Леонову, ни на минутку не забывала о своей крошке, ждущей ее в приюте. Но экзамены были сданы на отлично. И вот - уже дома. Благословенная родная республика, Якутск, в котором пока еще всего два театра - якутский и русский, работа и творчество, и восхождение Андрея по дороге успеха. Ролей у Степаниды было немного. Но все - как песня, принесшая известность. За роли Марфы в "Споткнувшемся" и Шен-Де, Шой-Да в "Добром человеке из Сычуаня" она получила Госпремию им.Ойунского из рук Башарина, чем гордится до сих пор. Немного погодя стала заслуженной артисткой России. О чем всегда печалится Степанида, так это о том, что мама так и не увидела, как дочь играет в спектаклях: "Бедная, пожила так мало, а я - я ничего не успела дать родной своей...". Свой творческий вечер актриса посвятила памяти матери. В переводе на русский его название звучит несколько странно: "Дочь Майи-Нестор, Степанида", а по-якутски очень красиво и понятно. Актриса всегда пела, но более ярко ее песенная звездочка вспыхнула семь лет назад, когда она нашла себя в этнической песне. Потом стала преподавать в фольклорном отделении музучилища. На фольклорных международных фестивалях всех городов и весей зазвучал ее необыкновенный голос, развернулся спавший до времени импровизаторский талант. О чем она поет? О земле, об окружающем мире, о детстве, обо всем, о чем болит и радуется ее впечатлительная душа. Недавно мне кто-то сказал: "Она поет так странно, так тревожно... Словно стены раздвигаются и видишь землю из космоса". Певицы обычно рассказывают, что поют всегда, даже когда занимаются домашними делами. Степанида относится к песне с уважением, отдается ей вся и только тогда, когда не занята ничем. Правда, в последнее время поет, качая на руках внучку Анюту - дочку своей младшей, Зиночки. Но это не бремя - это радость, светлое солнышко, к которому тянутся все в доме, три женщины и постоянно занятой дед Андрей. А крохотная Анюта уже делает свои первые попытки подпевать бабушке. Кто знает, может, горит уже ее звездочка на небосклоне - звезда внучки двух людей, не мыслящих себя без творчества?.. ...Если бы жизнь, как в машине времени, вдруг повернула вспять, Степанида, по ее словам, прожила бы ее точно так же, со всеми ошибками. Только к маме бы постаралась быть более внимательной. Она и себя называет, во-первых, матерью, а потом все остальное ... актриса, работница, жена... Но так она думает сама. А зрители считают ее самой поющей актрисой в Саха театре. Певицей, от волшебного голоса которой раздвигаются стены, и летит в синеву космоса наша матушка-земля. Группа НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ (Петербург)
"Группа Новых Оснований СПб" представляет программу ЖИВЫХ СЛАЙД-ФИЛЬМОВ с параллельным звуком П.В.С. "Перемещения Во Сне" 1996-2002 Sub-Петербург->Cеверодвинск->Соловки->Cаратов-> Berlin->SPb ВсеОкнО П.В.С. ЖИВЫЕ Перемещения Слайдов и Звуков в Пространстве и Времени. Отчет о Реальности. Визуально-Звуковой Сон. Мгновенная Телепортация Зрителя в Разные Точки и Состояния. Программа включает около 2002 слайдов, снятых за последние 6 лет в процессе перемещений по разным городам, и состоит из 12 звуковых диафильмов продолжительностью по 15-20 мин. Последний фильм Sub-Петербург приурочен к грядущему 300 летию Города, и погружает зрителя в психоделическую Питерскую атмосферу. При озвучивании фильмов использовались фрагменты музыкальных произведений групп различных стилей и направлений, а также записи живых звуков и собственные композиции. Специальная система показа слайдов с параллельным озвучиванием позволяет синхронизировать ЖИВОЕ наслоение слайдов с ЖИВЫМ сведением звука ВРУЧНУЮ,ПРЯМО НА ГЛАЗАХ У ЗРИТЕЛЯ. "НовЫе Основания" - абстрактная организация, фактически существует с 1997 г. В разное время в проектах Н.О. участвовали около 16 молодых питерских художников. Сфера деятельности группы - "ЖЫВОЕ ИЗГУЗТВО": фотография, коллаж, живопись, графика, объекты, инсталляция, ЖИВОЙ СЛАЙД-ФИЛЬМ ПЕРФОРМАНС, организация и проведение независимых акций, выставок, фестивалей. ОСНОВНЫЕ АКЦИИ Н.о.: Чердачная Галерея "Дупло" СПб 1997, Сквот-Студия "Volume Art" СПб 1998, "Новый Фестиваль Жывого Изгузства" НФЖИ АНГАР999, "Быстрый Фестиваль" ул Восстания 4 СПб 2001. Авторы проекта П.В.С. Александр Стрелец (1974 г.р., Ленинград) и Евгений Тюкин (1971 г.р., Северодвинск) познакомились в Питере в 1992 году, будучи студентами Политеха, и в 1997 г. объединили усилия в области аудио-визуального самотворчества и создания звуковых диафильмов. 1999 г. Выступления в арт-школах и клубах Германии. 2000 г. СПб участие в фестивалях "СКИФ4","Солнцеворот", слайд-перформанс в музее сновидений З.Фрейда. 2001 Участие в Театральнм фестивале КУК АРТ в Пушкине Москва "Art-Garbage" выставка фотографий, программа слайд-фильмов, презентация первой версии мультимедийного CD "П.В.С." (Совместная работа с Максимом Знаменским)
|