Культурный центр ДОМ

18 мая 2002

Первый международный фестиваль художественного программного обеспечения „Read_me 1.2“
Фестиваль посвящен новейшему феномену художественной практики в медиа-среде — так называемому software art (искусство программного обеспечения) — настройкам и деконструкции общеупотребимого программного обеспечения, созданию альтернативных программ.
[софт]

Международный фестиваль read_me 1.2 посвящен художественному осмыслению программного обеспечения: настройкам, созданию и деконструкции софта. Воздействие на привычное восприятие программы и удар по традиционному взгляду на медиа пространство, демонстрация глубинных свойств и качеств программирования, поддержка идеологии «открытого кода» (open source), альтернативные способы работы и самовыражения художника - далеко не полный список целей фестиваля.

КОНЦЕПЦИЯ:
Весьма проблемный вопрос об отношениях художник - высокие технологии и производство, и, тем более, массовое производство, остается нерешенным по сей день. Какую позицию занять художнику и активисту перед лицом массового производства высокотехнической продукции, призванной служить художнику, интеллектуалу или скромному труженику компьютерной индустрии?
Современная ситуация:

заполнение публичного и личного пространства программными продуктами массового производства, коммерческими и далеко не всегда хорошо работающими: программы, выходящие под лицензией open source, подчас работают лучше;
предложение определенного способа работы как навязывание определенного способа мышления;
ряд программ расцениваются как художественные инструменты, дающие наконец художнику возможность "творить" в компьютерной среде, при том, как на деле они подчас манипулируют художником, ограничивая его творческую свободу, направляя его деятельность в предопределенное русло.
Пространство борьбы за публику, за внимание, за влияние на культуру почти полностью переместилось в социальное пространство медиа технологий. Художник, нацеленный исключительно на самовыражение, пусть даже посредством медиа технологий, не имеет шанса быть услышанным. Чтобы быть актуальным, художнику необходимо осваивать новые методы работы в социальных пространствах и реагировать на вопросы, занимающие общество.
Художник, внедряющийся в сферу производства и разработки программного обеспечения, которое якобы призвано облегчать людям жизнь на пути прогресса, имеет шанс найти свою аудиторию и реально влиять на культуру.
Художник, пародирующий коммерческую фирму в разработке программного обеспечения, способен повлиять на восприятие и мышление людей, к которым иначе он не имел бы доступа.
Художник, создающий или использующий программное обеспечение "по-другому", способен, хотя бы на время, победить коммерцию в ее вездесущности и привнести искусство в сферы, в которых его присутствие изначально не предусмотрено.
К артистическому программному обеспечению могут быть отнесены следующие работы:

-Инструкции (read_me) по перенастройке стандартного (общедоступного) софта, а также "заплатки" и любого рода "воздействия" на программное обеспечение, результаты которых незапланированы производителями и применение которых приводит к появлению художественного продукта.
-Деконструкция существующих программных продуктов, в том числе, компьютерных игр.
-Собственно программа, написанная с нуля с целью, отличной от обычных рациональных целей программного обеспечения, - то есть отказ от идеи программы как чисто прагматического инструмента (tool).



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда