Культурный центр ДОМ

28 сентября 2002

ПРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЗВУКИ
музыка Марии Булгаковой, Патрика де Клерка, Ольги Викторовой, Виллема Драгстры, Мишеля ван дер Аа, Клааса де Фриза
АНСАМБЛЬ '88 (Голландия)
[новая компонированная музыка]

Программа:

Мария Булгакова (Россия, 1975-) Intercommunication (Сообщение, 2000) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. 12'

Патрик де Клерк (Бельгия, 1958-) Canto II (Песнь II на текст Федора Сологуба, 1996) для сопрано, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. 11'

Ольга Викторова (Россия, 1961-) Prayers (Молитвы, 1998) для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. 20'

Виллем Драгстра (Нидерланды, 1956-) Te recuerdo Victor (Я помню тебя, Виктор, 1995) для сопрано, кларнета, скрипки и виолончели. 15'

Мишель ван дер Аа (Нидерланды, 1970-) Quadrivial (1997) для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано. 8'

Клаас де Фриз (Нидерланды, 1944-) Pianoconcerto (Фортепианный концерт, 1998) для фортепиано, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и ударных. 24'

Исполнители:

Рене Гуликерс - дирижер
Манон Хейне - сопрано
Шанталь Боэтс - фортепиано
Хелен де Витте - флейта
Лео ван Тол - кларнет
Паул Панкерт - скрипка
Йос Камп - виолончель
Ян ван ден Бомен - ударные

Ensemble '88 brengt Nederlandse muziek in Rusland

Основанный в 1988 году Ансамбль '88 - известный голландский коллектив, исполняющий произведения современных композиторов.

Российское турне ансамбля '88 является частью обменного проекта, запущенного несколько лет назад амстердамским фондом современной музыки Гаудеамус, Желтым Залом в Генте и Московской консерваторией.

Ансамбль '88 - небольшой по составу ансамбль, посвятивший себя исполнению современной камерной музыки. Цель ансамбля - стимулировать обновление репертуара путем выдачи заказов юным, часто неизвестным композиторам из Нидерландов и других стран.

Композиторы получают возможность активно участвовать в процессе разучивания сочинений, совершенствуя профессиональные навыки.

Дирижер
Рене Гуликерс (1961) является постоянным дирижером с момента основания Ансамбля '88. Изучал дирижирование (у Антона Кершеса и Лукаса Фиса) и игру на альте в консерватории Маастрихта. Стажировался на различных дирижерских курсах, в том числе в Гааге, Баден-Бадене и Зальцбурге. Получил первый приз юных дирижеров в Зальцбурге (1985) и приз Telecom на конкурсе в городе Безансон (Франция).

Рене Гуликерс выступал с оркестрами Южной Кореи, Японии, Чили, России (Московский Филармонический Оркестр) и Нидерландов (Нидерландский Филармонический Оркестр и Нидерландский Камерный Оркестр). Является постоянным приглашенным дирижером Словенского Оркестра Радио и Телевидения с 1997 года. Рене Гуликерс преподает оркестровое дирижирование и современный камерный ансамбль в консерватории Маастрихта, а также Musikhochschule в городе Мюнстер (Германия).

Мария Булгакова (Москва, 1975). Закончила факультет композиции Московской консерватории (класс Владимира Тарнопольского). Продолжила обучение на вокальном факультете. Участвовала в различных фестивалях и мастер-классах, в том числе в Нидерландах, Москве, Баку и Кракове. Музыка Булгаковой исполнялась в России, Нидерландах, Польше, Азербайджане и Германии.

Патрик де Клерк (Оостенде, 1958). Композитор и художественный руководитель центра искусств "Желтый Зал" в городе Генте (Бельгия), важнейшей площадки, где исполняется современная музыка. Организатор мастер-классов современной фламандской музыки в Москве, Винтертуре и Вильнюсе. Сочиняет не только камерную музыку, но и работает для театра и кино. Оба сочинения, заявленные в программе, написаны для Ансамбля '88. Canto II (Песнь вторая) - медитативное сочинение, написанное на текст Федора Сологуба (1989).

Друг мой тихий, друг мой дальний,
Посмотри, -
Я холодный и печальный
Свет зари

Я напрасно ожидаю
Божества
В бледной жизни я не знаю
Торжества.

Над землею скоро встанет
Ясный день,
И в немую бездну канет
Злая тень.

И безмолвный, и печальный
Поутру,
Друг мой тайный, друг мой дальний,
Я умру.

1898

Ольга Викторова (1960). Изучала композицию у Бориса Арапова в консерватории Санкт-Петербурга. В 1976 году стала лауреатом Всеукраинского конкурса молодых композиторов. В 1984 году закончила образование "с отличием" и выиграла Всесоюзный конкурс молодых композиторов. Ее симфонии, камерная музыка, сочинения для хора и музыкального театра регулярно исполняются в разных городах России. Сочинение, заявленное в программе, ставит проблему отношений скрипки и виолончели в рамках ансамбля, вскрывает их возможности как концертирующих инструментов.

Пьеса "Quadrivial" Мишеля ван дер Аа
Quadrivial - версия для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано ранее написанной композиции "Double" для скрипки и подготовленного фортепиано, написанной для Марии дель Мар Эскарабахал и Татьяны Колевой. Эта пьеса рассказывает о взаимоотношениях двух женщин: пианистка, она же - перкуссионистка, сбивает с толку скрипачку, которая откликается на ложные маневры.

Виллем Драгстра (Хеерлен, 1956)
Ученик Матти Ниела и Виллема Керстенса в консерватории Маастрихта. В 1983 году получил Нидерландский Государственный приз по композиции. Продолжил обучение в Королевской консерватории Гааги на факультете электронной музыки и в Льеже на композиторском факультете у Фредерика Ржевского. Стажировался в течение нескольких лет в Москве у Эдисона Денисова. Работал в Чили, Аргентине и Соединенных Штатах; в настоящий момент преподает теорию музыки и композицию в "Escola Superior de Musica de Catalunya" города Барселоны.

Пьеса "Te recuerdo, Victor" написана в 1995 году в Чили специально для Ансамбля '88. Это - оммаж "чилийскому Бобу Дилану" Виктору Харе, исполнявшему под гитарный аккомпанемент песни протеста. В его песнях слышны интонации чилийского и испанского фольклора. Виктор Хара учился в семинарии и посещал театральную школу в Сантьяго. В отличие от Дилана, Виктор был не только певцом, но также актером и режиссером. В 1970-е гг. он часто пел на маршах протеста, участвовал в Чилийской мирной революции и верил в правительство Альенде. 13 сентября 1973 его схватили солдаты Пиночета и впоследствии казнили. Перед смертью Виктор Хара был заключен в тюрьму "Estadio de Chile", стадион в Сантьяго, - вместt с сотнями товарищей. Там он сочинил текст "Estadio de Chile", который Виллем Драгстра использует в первой части своей композиции. Несколько сокамерников выучили текст наизусть, так что он, в конце концов, оказался записанным на бумаге. У этого текста характер репортажа, свидетельства о том, что происходило на стадионе. В заключение первой части звучит стихотворение. Вторая часть - любовная песнь "Paloma quiero contarte" Виктора Хары. Тексты и мелодии Виктора Хары использованы Виллемом Драгстрой с разрешения вдовы певца.

Клаас де Фриз
Композитор, чья музыка хоть и связана с сериализмом, минимализмом, постмодернизмом и прочими -измами, имеет собственное звучание. Используя богатый арсенал существующих музыкальных стилей и систем, он выработал свой собственный музыкальный язык. Де Фриз помещает свою музыку в контекст традиции, заигрывая с ней. И Фортепианный концерт - не исключение: название, состав, форма и музыкальные приемы отсылают к классицизму. "На протяжение всей пьесы, но прежде всего во второй части сляшна хоральная прелюдия Баха "Erbarm dich mein, o Herre Gott", BWV 721. Она нигде дословно не цитирована, использован гармонический план прелюдии. Первая часть, собственно говоря, повторение последования тонов из первой строфы хорала. Я использовал ее, чтобы вскрыть связь времен. Она становится причиной всех гармонических центров. Гармония не функциональна, но в ней много трезвучий и септаккордов." (Клаас де Фриз)



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда