Культурный центр ДОМ

18 октября 2002

УСКОЛЬЗАЮЩАЯ ИЗ САРАПУЛЯ - музыка несуществующих стран
ЗУЛЯ (Татария-Тасмания)
[мировая музыка]

ЗУЛЯ - артистка с острова Тасмания, и, по мнению критиков, лучшая певица Австралийского Союза. Судя по рекламе ее европейских концертов, Зуля - представительница двух несуществующих стран: Tasmaina/Tatarstan - так обычно написано на афишах. На самом деле Зуля Камалова родилась в Сарапуле Удмуртской ССР. Родители - из татарского села, все детство - бабушкины народные песни под гармошку. Музыкальную школу по классу фортепиано бросила на 4-м году обучения. После школы - Пермский пединститут (английский и французский языки). В 1991 году поехала в Калифорнию по студенческому обмену, влюбилась в австралийца, и вскоре стала жительницей острова Тасмания. В Австралии серьезно увлеклась пением и в 1997 выпустила первый диск "Journey Of Voice" (русские, цыганские, болгарские, африканские, французские, бразильские, боливийские песни, джазовые импровизации). После этого решила сосредоточиться на татарской музыке, аранжировала народные песни, сочиняла песни на татарском сама. Именно с этой программой в 3-м тысячелетии к ней пришел большой успех. Ее второй альбом "Aloukie" (1999 г.) получил ежегодный австралийский World Music Award - "Best Album Of The Year", а в 2001 году Зуля стала "The Female Artist Of The Year". С ней стали выступать и записываться лучшие австралийские музыканты. В арсенале ее инструментального состава - гитары, контрабас и бас-гитара, электропиано, аккордеон, скрипка, виолончель, кларнет, флейта, фагот, малийская кора, африканская, ближневосточная и латиноамериканская перкуссия. За последние два года Зуля успела выступить практически на всех австралийских музыкальных фестивалях и даже в Сиднейской опере. Настал черед Европы, где ее приняли также восторженно. Ее голос называют магическим, "сжимающим сердце" и чарующим.

17 сентября 2002 года в Хобарте (Тасмания) состоялась презентация нового диска Зули - "Elusive", уже полностью состоящего из ее собственных песен. В Москве с Зулей возможно выступят Сергей Щураков, Сергей Старостин, Сергей Клевенский, Владислав Окунев (перкуссия).

"Я родилась в Сарапуле Удмуртской республики. Родители оба поют, но не музыканты. Часты были семейные праздники, песни под гармошку. Татары любят петь. Бабушка пела постоянно. Я думаю, любовь к татарской песне пришла от нее, хотя в то время я ее даже дразнила. Не знаю, кто заметил во мне певческий талант, но уже во втором классе я солировала, исполняла "Песню первоклассника" Аллы Пугачевой ("Нагружать все больше нас стали почему-то..."). Папа мои способности очень поощрял. Он, несмотря на свое крестьянское происхождение, тянулся к культуре, сочинял стихи, читал арабских классиков, выписывал музыкальный журнал "Кругозор", последняя страница которого была единственным доступом к зарубежной музыке, и даже слушал цыганские песни к огромному неудовольствию всей семьи. Я пошла учиться играть на фортепиано в возрасте 10 лет, проучилась 4 года, и, став подростком, потеряла к нему всякий интерес. Пела в хоре и т .п. Занимательный факт - когда мне было 13 лет, папа записал меня в кружок игры на гитаре при местном ДК, но, поскольку мама была против (один из соседей, игравший на гитаре, совершил преступление!), все держалось в большом секрете. Я хранила гитару, принадлежавшую пребывающему в тюрьме соседу, под кроватью. К сожалению, кружок распался через два месяца, так как учитель был уволен по пьянке. Потом я училась в Пермском педагогическом институте (английский и французский языки), где продолжала заниматься самодеятельностью. Наверное, большое влияние на меня оказали фестивали авторской песни и, конечно, рок 80-ых - Аквариум, Кино и т.п. Уехала в Австралию в 1991 по любви, познакомившись на молодежном обмене в Калифорнии со своим будущим мужем. Музыкой серьезно стала заниматься не сразу. Не считала, что русский романс или авторская песня были здесь кому-то интересны, хотя местные уверяли меня, что голос передает эмоцию, которая не нуждается в переводе. Кроме того, в большинстве своем англоязычное население с трудом воспринимает музыку на другом языке. Как бы то ни было, я стала искать. Сначала пела джаз. Встретила Нину Шуднат - совершенно необыкновенную русскую женщину, эмигрировавшую из Китая в 50-ых, и оказавшуюся впоследствии сестрой Александры Стрельниковой - известного педагога по пению. Занималась с ней классическим вокалом и поступила в местную консерваторию, но поняла, что это не мое. Заинтересовалась этническими стилями пения - отсюда произошел альбом Journey of Voice, который был, к моему удивлению, очень хорошо воспринят. К тому времени я поняла, что татарская музыка мне очень важна и стала искать в этом направлении. Решила записать альбом татарских песен в необычной аранжировке, поскольку не чувствовала надобности просто интерпретировать народную форму. Этот альбом был воспринят в Австралии очень благожелательно. Хотя порой трудно пытаться объяснить, что я не русская, и кто такие татары, поскольку местное население мало представляет, насколько многонациональна Россия. Как бы то ни было, мой новый альбом, который только что вышел - это мои песни на татарском языке. Здесь я не всегда придерживалась пентатоники, главным для меня было выразить свои мысли, продолжая экспериментировать с аранжировкой".
Зуля



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда