Культурный центр ДОМ

27 октября 2002

Прохладная Альтернатива - Фестиваль новой американской музыки
Алексей ЛЮБИМОВ и ансамбль «НЕЧТО»
ФЕЛДМАН/КЕЙДЖ «НЕЧТО» (в т.ч. «АВТОПОРТРЕТ» для фортепиано – мировая премьера)

Ансамбль Пола ДРЕШЕРА исполняет музыку Пола ДРЕШЕРА

[новая академическая музыка]

1 отделение

Алексей Любимов и ансамбль «Нечто»

Фелдман/Кейдж «Нечто» (в т.ч. «Автопортрет» для фортепиано – мировая
премьера)

Алексей Любимов – один из ведущих отечественных пианистов, клавесинистов и органистов. Он обучался в Московской консерватории у Г. Нейгауза и Л. Наумова. Любимов является лауреатом многих международных конкурсов и участников большинства ведущих международных музыкальных фестивалей. В репертуаре исполнителя – музыка барокко, классицизма и современности. Любимов осуществил премьеры значительного количества произведений, многие из которых были написаны специально для него.

Биографические сведения о Мортоне Фелдмане см. в программе концерта Хифер О’Доннелл 24 октября.

«Автопортрет» (1945) - одно из наиболее выразительных ранних и до сих пор неопубликованных сочинений Фелдмана, написанное в годы учебы композитора у Стивена Волпе. Пьеса начинается как четырехголосная имитационная форма, но после соответствующей экспозиции постепенно превращается в гармонически обогащенное целое с неожиданными прорывами в серии повторяющихся аккордов и с яркой кульминацией, заполняющей все фортепианное пространство и ниспадающей в тихое полифоническое заключение в довольно неуклюжем до миноре.
Пьеса демонстрирует, каким музыкальным влияниям Фелдман подвергался в юности. В своей «Автобиографии» композитор рассказал, что в детстве брал уроки у русской пианистки мадам Пресс, которая была знакома со Скрябиным и Бузони и заставляла всех своих учеников играть их произведения. В «Автопортрете» Фелдмана отчетливо слышен свойственный Листу и Бузони тип глубокого, вязкого контрапункта в низком регистре с ползущими хроматизмами и многоголосными аккордовыми линиями, ведущими к другому крайнему регистру. В кульминации пьесы в верхнем голосе звучит монограмма «BACH». Каким отчаянным и наивным кажется стремление юного Фелдмана уподобить себя Баху в собственном «Автопортрете»!
«Лекция о Нечто» – текст Джона Кейджа , последовавший за знаменитой «Лекцией о Ничто» и посвященный Мортону Фелдману.

2 отделение

Композитор Пол Дрешер

“Двойной икат” для скрипки, фортепиано и ударных
“Истекшее время” для скрипки и фортепиано
“Темно-голубой случай” для электрогитары и цифровой петли
Импровизации

Исполнители:

Пол Дрешер, гитара
Джулия Стейнберг, фортепиано
Дэвид Эйбел, скрипка
Джоел Дэйвел, ударные

Композитор и гитарист Пол Дрешер (1951) известен своими способностями интегрировать различные музыкальные влияния в собственный цельный и уникальный стиль. Он работает во многих музыкальных формах и жанрах, включая экспериментальную оперу и музыкальный театр, камерные и оркестровые композиции, электро-акустическую камерную музыку, а также изобретает музыкальные инструменты и сочиняет для театра, танца и кино. Произведения Дрешера исполнялись во многих странах Европы, Азии и Америки.
Дрешер учился в университетах Беркли и Сан-Диего у Роберта Эриксона, Роджера Рейнолдса, Полин Оливерос и других известных композиторов. Он издавна интересовался музыкой Азии и Африки, обучался ганской барабанной игре, индийской и индонезийской классической музыке. Недавние проекты Дрешера включают сотрудничество с виолончелисткой Джоан Жанрено (в прошлом- участницей знаменитого Кронос квартета) в работе над виолончельным концертом “Неравная нетемперация” и музыкально-театральное сочинение “Звуковая сцена”, для которого Дрешер спроектировал и сконструировал площадку с изобретенными им музыкальными инструментами. По сотрудничеству с хорошо известным в России саксофонистом Недом Ротенбергом Дрешера также хорошо знают любители джазового авангарда.

Пианистка Джулия Стейнберг регулярно выступает с сольными и камерными концертами. В ее репертуаре - сочинения Оливье Мессиана, Фредерика Ржевского, Джона Кейджа, Джона Зорна и других композиторов. Джулия Стейнберг получила степень доктора музыки в Стэнфордском университете и преподает в Миллс колледже.

Музыкальная деятельность скрипача Дэвида Эйбела включает сольные, ансамблевые и оркестровые выступления, а также преподавание игры на скрипке и в камерном ансамбле. Эйбел работал в таких знаменитых учебных заведениях, как консерватория Сан-Франциско, Стэнфордский университет и Миллс колледж.

Исполнитель на ударных инструментах Джоел Дэйвел открывает новые сферы в различных музыкальных контекстах. Он регулярно выступает с джазовыми группами и в качестве солиста. Его интересы также направлены в русло строительства новых электронных инструментов, таких как “Маримба Лумина”, которая прозвучит в сегодняшнем концерте. Он учился игре на ударных в университете северо-западного Иллинойса и электронной музыке в Миллс колледже.

“Двойной икат” (1988-90) для скрипки, фортепиано и ударных
В течение нескольких лет исполнитель на ударных Вильям Винант упрашивал меня написать пьесу для трех музыкантов из области Бэй, с которыми он работал. Хотя теоретически я был заинтересован этим предложением, я был поглощен работой в музыкальном театре и только когда я услышал в исполнении этих трех музыкантов “Разнообразное трио” Лу Харрисона на концерте в честь его 70-летия, я по-настоящему вдохновился на создание пьесы для Вилли, Дэвида Эйбела и Джулии Стейнберг.
Эта возможность представилась в 1988 году, когда хореограф Бренда Вей и ее компания “ОДС” в Сан-Франциско заказали мне партитуру для их новой работы “Выпусти нить”, основанной на материале из жизни Блумсбури группы - кружка британских интеллектуалов рубежа XIX и XX веков, в который, среди прочих, входила Виржиния Вулф. Я решил написать сочинение одновременно для танца и для трио. Получившаяся версия заимствовала форму у танца, и поэтому в 1989 году я взял материал этого произведения и пересочинил и отредактировал его в совершенно новом виде, как концертное сочинение.
Название отсылает к виду текстильной работы в юго-восточной Азии, в котором нити основы и узора как-либо окрашены для создания рисунка или образа. Для меня название связано с взаимоотношениями трех инструментов и с названием хореографического произведения, благодаря которому оно возникло.
Последний раздел второй части сочинения, с протяженной скрипичной мелодией, - это дань уважения индийскому ситаристу Никхилу Банерджи, одному из лучших музыкантов ХХ столетия, у которого я был счастлив учиться в течение нескольких лет и который скончался в слишком раннем возрасте в 1986 году.

“Истекшее время” (1998), дуэт для скрипки и фортепиано

Произведение “Истекшее время” было написано для скрипача Дэвида Эйбела и пианистки Джулии Стейнберг в первые месяцы 1998 года. Оно состоит из трех родственных частей: “Вариации”, “Почти” и “Гонщик”. Название показывает мой интерес к тому, как природа музыкального развития воздействует на наше чувство восприятия времени, а также отражает мою юношескую одержимость высокоскоростными гонками на автомобилях с ракетным топливом (этот аспект особенно очевиден в последней части).
Гармоническая сфера сочинения выведена из двух контрастных ладов - восьмизвучного и диатонического. Этот подход меня очень привлекает, поскольку он дает множество систематически выведенных гармонических возможностей, богатых как архитектурно, так и эмоционально.
“Вариации” - это ряд довольно строгих вариаций, основанных на медленной мелодии солирующей скрипки в начале произведения. В “Вариациях” очерчен основной гармонический и ритмический материал двух других частей.
“Почти” - полностью диатоническая и умеренная часть. Желанное успокоение перед тем, что будет потом. Посвящение композитору и автору Питеру Гарланду.
“Гонщик” - длинный бросок с только одной короткой передышкой. Определенно больше четверти мили!

“Темно-голубой случай” (1982-86) для электрогитары и цифровой петли.
Сочинение изначально исполнялось при посредстве тщательно разработанной системы с петлей из магнитофонной пленки - системы, созданной задолго до появления доступных цифровых технологий, с которыми я теперь его исполняю. Эта система петли была моим главным исполнительским средством в течение большей части 80-х годов и неотъемлемым компонентом многих сочинений - как для меня в качестве солиста, так и для ансамблевой музыки, театральных спектаклей и чисто магнитофонных композиций. Я отказался от этой системы в 1996 году. Однако, в 1997 году я начал использовать аналогичные цифровые приспособления для “Темно-голубого случая” и с тех пор иногда исполняю это сочинение таким способом. Структурно пьеса построена вокруг цифры пять: пять частей, метры, производные от пяти единиц, пять полифонических слоев.

Участие ансамбля Пола Дрешера и Хифер О’Доннелл в фестивале стало возможным благодаря частичной поддержке от Фонда для артистов США в международных фестивалях и выставках, который образован Национальным фондом искусств, Государственным департаментом США, благотворительным трестом Пиу и Рокфеллер-фондом под руководством Arts International.

Комментарии составлены Еленой Дубинец



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда