Культурный центр ДОМ

01 ноября 2003

ЗАПАСНОЙ ТВОРЕЦ
вечер памяти Юрия СОБОЛЕВА с участием
Владимира Тарасова, Вячеслава Гайворонского, Ансамбля Покровского, группы Е69 и других

[памяти художника]

Ансамбль Дмитрия Покровского - уникальный певческий коллектив, созданный в 1973 г. в Москве при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. 23 года руководил им Дмитрий Викторович Покровский (1944-1996), лауреат Государственной премии СССР, председатель Российской секции международной фольклорной организации ЮНЕСКО. Первый, и пока единственный в России, он сумел по-настоящему объединить подлинно научное изучение фольклора с профессиональным его исполнением, традиции народной музыки - с современной музыкальной культурой.
В репертуаре Ансамбля Покровского более двух тысяч народных песен, наигрышей, танцев обрядов; собрана ценная коллекция подлинных народных костюмов и музыкальных инструментов - более 160 единиц хранения; создан большой архив с аудио, видео и нотными записями выдающихся народных исполнителей. Ансамблем накоплен уникальный теоретический и экспедиционный материал, приобретён богатый сценический опыт.

Музыка, которую поёт Ансамбль Покровского, очень различна: песни разных традиций и стилей русской деревни - Архангельской, Белгородской, Вологодской, Калужской, Курской, Псковской, Смоленской областей, донских, кубанских, некрасовских казаков и др.; духовная музыка - церковная православная, староверческая, песнопения духоборов и молокан; есть программы, посвящённые календарным крестьянским праздникам, свадебному обряду, русскому традиционному театру, народной драме и т.д. В репертуаре также произведения классических композиторов - М.Мусоргского, И.Стравинского, Д.Шостаковича, Р.Щедрина..
Собирание и изучение фольклора, освоение технологии народного пения; работа с серьёзными современными композиторами - А.Шнитке, Э.Артемьевым, С.Губайдулиной, В.Дашкевичем, В.Мартыновым, А.Батаговым, В.Николаевым, И.Юсуповой и др.; большой опыт сотрудничества с театрами - участие в постановках Ю.Любимова, С.Юрского, В.Фокина, А.Васильева, К.Гинкаса, М.Левитина, Г.Черняховского, И.Райхельгауза, Н.Шейко, Л.Додина, А.Смирнова, А.Пономарёва; озвучание более тридцати фильмов, мультфильмов и съёмки у Н.Михалкова, Э.Климова, Д.Асановой, М.Швейцера, С.Таланова, И.Поволоцкой плюс научно-исследовательская деятельность - вот основной круг интересов этого не имеющего аналогов ансамбля.

ВЛАДИМИР ТАРАСОВ (Литва)

Владимир Тарасов занимается музыкой более тридцати лет. С 14 лет он играл в эстрадных ансамблях Архангельска, стал широко известен в 70-х годах как участник трио пианиста Вячеслава Ганелина, в котором одно время играл и саксофонист Владимир Резицкий (затем его сменил Владимир Чекасин, и трио ГТЧ обрело свой канонический вид, в котором просуществовало до конца 1980-х). Первым из русских барабанщиков Тарасов стал выступать с сольными концертами, неизменно восхищая публику своим виртуозным владением ударных инструментов всех видов, размеров и происхождения. Помимо активной деятельности на джазовой ниве - в разные годы он играл с Сергеем Курехиным, Джоном Зорном, Эндрю Сириллом, Анатолием Вапировым, - Тарасов также сотрудничал с симфоническим оркестром Литвы, где живет последние три десятка лет, духовым оркестром "Тримитас", ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского, литераторами Андреем Битовым, Дмитрием Приговым и Ильей Кабаковым. Тарасов - неутомимый пропагандист нового и фри-джаза, постоянный участник и вдохновитель международных интеркультурных проектов, автор музыки к нескольким кинофильмам и театральным постановкам. Одним словом, Тарасов - это легенда.

ВЯЧЕСЛАВ ГАЙВОРОНСКИЙ

Гайворонский Вячеслав Борисович родился в 1947 г. в Москве. Закончил спец. музыкальную школу и Консерваторию в Петербурге, где обучался игре на трубе и композиции (1959-1970 гг.). В Консерватории увлекся джазом и современной импровизационной музыкой. В 1978 году заканчивает медицинский институт и становится хирургом, одновременно работая в театре Музыкальной Комедии. Создает свой оркестр, для которого пишет музыку и делает аранжировки джазовых стандартов.
С 1979 года его постоянным музыкальным партнером становится контрабасист В. Волков. 15 лет совместной игры произвели на свет 20 программ, с которыми музыканты объездили весь мир. Творческий диапазон - от индийских раг до джаз. стандартов, от алеоторических композиций до бибопа, немало элементов fri-джаза, но основа - это импровизация при разнообразии форм и стилей.
Гайворонский серьезно занимается изучением различных ладовых систем в фольклорной музыке. На этой основе пишет трактат «У ворот Храма», где рассказывает о едином принципе образования интонации, лада, гармонии как об универсальном мировом законе. Его композиции изобилуют материалом, построенном на японском, индийском, русском национальном фольклоре. В Лондоне на Leo Rec. выходит CD “Jazz Raga” (1987 год), в Цюрихе - “Russian songs” CD (1989 г.). Три CD - в России. Один из них -“Yankee Doodle travels” (1994 год), где композитор путешествует по странам и стилям, пытаясь проникнуть в корневую систему фольклора.
Наряду с этим Вячеслав Гайворонский пишет музыку для фортепиано - цикл пьес «Шагал», 24 прелюдии и фуги, пьесы для смешанных составов, симфонические произведения «Закат Европы» и «Степной волк», занимается транскрипциями классических произведений Баха, Моцарта.
Наряду с этим Вячеслав Гайворонский пишет музыку для театра, кино, радио. Им написана музыка к 5 фильмам: «Последний Вальс» (реж. С. Проскурнина) получил гран-при на международном кинофестивале в Локарне (Швейцария) в 1992 году, фильм Эйзенштейна-Ковалова «Мексиканская фантазия», сделан ряд передач на христианском радио об отце Ал.Мене, о святом Франциске Асизском.




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда