Культурный центр ДОМ

27 февраля 2004

КОЛТРЕЙН ВОЗВРАЩАЕТСЯ
Квартет Йормы ТАПИО "Kaski" (Финляндия)
Состав:
Йорма Тапио (Jorma Tapio) - альт- и тенор-саксофоны, бас-кларнет и флейты
Юлиус Хейккил (Julius Heikkil) - гитара
Тапани Варис (Tapani Varis) - контрабас
Ханну Риску (Hannu Risku) - барабаны и перкуссия
[свободный джаз]

начало концерта в 19.30

Йорма Тапио - человек в России малоизвестный. На родине и в Европе его знают куда лучше: этот музыкант, движимый ненасытным голодом к новым приключениям, новому окружению, неизведанным ситуациям, успел объездить и обжить всю Финляндию и сыграть со всеми финскими музыкантами, достойными хотя бы краткого упоминания на международном уровне. Он играет на нескольких саксофонах, бас-кларнете, ряде флейт и многих других духовых.
Йорма Тапио родился 6 августа 1957 года в Миккели - небольшом городке на востоке Финляндии посреди больших озер. В шесть лет он начал играть на фортепиано - учительницей была пожилая русская дама. Потом, года два, играл в основном на скрипке. Потом опять на фортепиано. Когда ему было пятнадцать, он услышал Чарли Паркера, стал интересоваться джазом, купил альт-саксофон, на котором играет до сих пор.
В семье Тапио было много музыкантов, но все они интересовались только классической музыкой. Решение избрать карьеру джазового исполнителя было по-настоящему крутым и совсем не очевидным. Поначалу речь вообще не шла о том, чтобы стать профессиональным музыкантом. Йорма переехал в Турку, пытался изучать геологию, потом осознал, что делает не своё дело, и с каждым днём стал уделять музыке всё больше и больше времени. Разной музыке. Он поиграл и в старомодном танцевальном оркестре, и в экспериментальной рок-группе, и поработал студийным музыкантом, ну и, разумеется, принимал участие в джазовых джемах. В джазе он быстро понял, что ему очень трудно играть традиционно, ему всё время инстинктивно хотелось двигаться куда-то не туда. Его манера жизни и подход к музыке привели к тому, что Тапио заработал прозвище Outlaw (отщепенец, изгой).
«Ну, это наполовину шутка», - говорит Йорма. - «С одной стороны, в Финляндии те, кто не играет "нормальный / академичный / современный / бесстрастный" джаз, почти полностью изолированы от фестивальной и концертной жизни. С другой стороны, я не принимаю стиля и ценностей современной жизни, основанных на деньгах. Я стараюсь жить в соответствии с духовными ценностями».

Как бы к нему ни относились окружающие, Йорма имеет в запасе музыкальный козырь, которым вполне может отбиться от любых нападок: он великолепно образован и может исполнять почти любую музыку. Этот человек играет так, как хочет, а не так, как может. Лозунг панк-рокера Джонни Роттена "сделай, как можешь" к нему совершенно неприменим, хотя недалёкие слушатели часто считают, что любой авангард идёт от неумения играть.

Играя с Эдвардом Весалой, Тапио выступил на множестве европейских фестивалей и часто оказывался на сцене вместе с грандами самого высокого калибра, среди которых Терье Рипдал, Томаш Станько, Палле Даниэльссон, Дино Салуцци и Джон Сёрмен. Группа исполняла среди прочего музыку для театральных постановок, музыку к фильмам, радиопередачам. Туры носили музыкантов от Европы до Японии. Йорма Тапио работал и в других коллективах, участвовал в нескольких кратковременных проектах. Его самым желанным проектом остается сотрудничество с якутской фольклорной вокалисткой Степанидой Борисовой, а в сентябре 2002 года Йорма Тапио выступал в Нарьян-Маре.

Вот что сам Йорма Тапио рассказывает о себе и о своём квартете: «Наша группа называется «Kaski», что по-фински означает "старый способ сжигания леса для того, чтобы сделать почву более плодородной". Наша музыка представляет из себя современный мелодичный джаз. Особое внимание мы уделяем звуку и выразительности музыки. При этом мы играем довольно свободно, и многие пьесы не привязаны к определенному темпо-ритму. В связи с тем, что мы живем в суровом, но относительно просторном краю наша манера исполнения отличается от исполнения подобной музыки центральными европейцами – мы играем меньше, наша музыка немногословна и лаконична. В ней определенно есть что-то нордическое, но также на нее оказали некоторое влияние американский джаз и различная фольклорная музыка. 15 лет я играл с легендарным финским композитором и барабанщиком Эдвардом Весалой, который, конечно же, оказал большое влияние на мою музыку. Большая часть исполняемой нами музыки нами же и написана».

«Ну и возвращаясь к идее, высказанной Эдвардом Весалой - умер ли джаз, по-Вашему?» - спросили Тапио в одном из интервью.
«Отчасти - да, потому что большая его часть исполняется сейчас с недостаточным пониманием звука и без энергии, без искренней страсти, музыкантам часто просто нечего сказать. Хотя, конечно, всё ещё есть Музыканты. Но импровизация и честная игра на акустических инструментах никогда не умрёт. Наверное, нам стоит забыть об этом ярлыке - "джаз" - которым все пользуются уже столько лет. Будут новые формы, будут новые стили. Я верю, что даже в классической европейской музыке будут использоваться новые выразительные средства, если её будут играть настоящие музыканты с настоящим звуком и более свободные, чем сейчас - нашего круга, например. Вот это будет смесь. Это примерно то, что делал Весала, как мне кажется. Посмотрим…»
И послушаем.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда