Культурный центр ДОМ

26 мая 2004

ЛИЧНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ОДНОГО МУЗЫКАНТА
Петер БРЕТЦМАН (Германия)

[свободный джаз]

Свобода звука

Странное дело – музыканты наивысших проб уже не боятся заразиться «красной чумой» и с концертами ездят к нам как к себе на дачу, а мы, рядовые пост-совки среднего звена, до сих пор имеем этот железный занавес у себя в голове, полагая, что единственный способ прожить жизнь – не удаляться от родного роддома более чем на 5 км. А может, масштабность мировосприятия и определяет, помимо прочего, масштабы таланта?.. И это тоже.

Питер Бретцманн родился в Германии в 1941 году и учился первоначально на художника, но быстро понял, что реализоваться легче в музыке, точнее, в новом джазе, сам освоил саксофон, кларнет и другие духовые, и вместе с басистом (ныне покойным) Питером Ковальдом начал неспешно открывать новую эру европейского авангардного джаза. Тому поспособствовало и знакомство с еще одним ушедшим великим – американским трубачом Доном Черри, с коим Питер музицировал в Париже. Дикие и прекрасные 60-е подарили миру свободу, в потоках которой мы плещемся до сих пор. Одним из этих потоков стал первоначально названный Бретцманном и единомышленниками «energy jazz» - яростная и бескомпромиссная музыка, построенная на импровизации, взаимопонимании и личной свободе каждого участвующего в процессе ее создания. Так появился знаменитый альбом 1968 года – Machine Gun, сыгранный живьем восемью музыкантами и полностью соответствующий вышеописанной концепции. Затем были знаковые Fuck De Boere (1968), Nipples (1969) и Balls (1970). Бретцманн уже обрел свою «фишку» - очень плотный, непрерывный, скребущий душу звук саксофона, преимущественно в нижних регистрах, перемалывание мелодии до неузнаваемости, до истерики. Заканчивать биографии заматеревших джазменов легко – можно просто перечислять кто, с кем и когда – они все переплетены между собой гигантской сетью гиперссылок. Бретцманн играл и записывался с Эваном Паркером, Энтони Брэкстоном, Биллом Ласвеллом и Сонни Шэроком, а с Уильямом Паркером, Тошинори Кондо и Хамидом Дрейком (возможно, вы помните этого улыбчивого дрэдастого гения ритма – он на последнем ФСК стучал с Саинхо и с легкостью небрежной затмил, положим уж руку на сердце, остальных участников феста) записал проект Die Like A Dog, посвященный памяти Альберта Эйлера, саксофониста, с которым часто сравнивают самого Бретцманна. Не без гордости отметим, что в этом почетном списке есть и наши музыканты – Питера приняли в «Сакс-Мафию» Сергей Летов, Колик Рубанов, Юрий Яремчук и Эдуард Сивков. 26 мая в культурном центре ДОМ Бретцманн сыграет соло. Как и все проходящие в эти дни ДОМовские мероприятия, концерт будет посвящен памяти Николая Дмитриева.

Павел Пересветов



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда