Культурный центр ДОМ

30 октября 2004

МЕДИТАЦИИ И ДИССЕРТАЦИИ
Borah BERGMAN (США)
MINSKER KAPELYE (Белоруссия)
[фестиваль клезмер музыки]

Borah BERGMAN (Бора БЕРГМАН)
США
фортепиано

Внимание! А теперь… МАЭСТРО! Именно так и можно озаглавить предстоящее выступление Боры БЕРГМАНА на КЛЕЗМЕРФЕСТЕ в Москве. Один из самых эксцентричных персонажей джазового мира, уникальный пианист, определение стилю которого в течение десятилетий подыскивают музыкальные критики разных поколений. Его не с кем сравнить – и в этом все сходятся. Сознательно подчеркивая равенство между правой и левой руками, свое одинаково виртуозное владение обеими, олицетворяющее перекрещивающуюся свободную игру, он создал свой собственный стиль, который позволяет ему импровизировать и отличает его от всех других джазовых пианистов. Он всегда удивляет свою аудиторию, и, несмотря на огромное количество записей, выпущенных БЕРГМАНОМ, его необходимо слушать именно на концертах. 30 октября Бора, собственной персоной, выступит на сцене Культурного центра ДОМ со своей новой программой Meditations, которая великолепно дополнит программу фестиваля и уж точно выведет ее за рамки традиционных представлений о еврейской музыке, дополнит новым содержанием и, несомненно, джазовым звучанием.

Подробнее:
Бора Бергман — один из самых виртуозных пианистов джазового авангарда, интригующая и таинственная фигура в музыкальном мире. Бергман выпустил всего несколько записей в 60-х и 70-х годах, но за прошедшее десятилетие стал издавать один диск за другим в геометрической прогрессии. Он специализируется на сольных и дуэтных проектах, хотя иногда записывается и с небольшими джазовыми коллективами. Несмотря на наличие более чем 20 выпущенных записей, он до сих пор удивляет своих слушателей новыми поворотами, совершенно отличной чертовски сложной техникой игры на фортепиано, стилем или необычным звучанием своих партнеров. Слушать концерты Бергмана - это всегда восхитительное приключение.

Бора БЕРГМАН родился 13 декабря 1933 года в Бруклине, Нью-Йорк. Его часто сравнивают с Сесилом Тэйлором (Cecil Taylor), но больше по причине отсутствия какой-либо другой подходящей аналогии, чем из-за специфических стилевых подобий. Сам же Бора говорит, что на его творчество повлияли Лени Тристано (Lennie Tristano) и Бад Пауэлл (Bud Powell). В детстве Бергман обучался игре на кларнете, и только когда ему исполнилось 20, он сел за фортепиано. Решив создать свою собственную манеру игры и свой собственный стиль, он так прокомментировал это желание в интервью джазовому критику Фрэнсису Дэвиду: «Я знал, что бессмысленно стараться звучать почти также хорошо, как Бад Пауэлл». Бора посвятил несколько лет жизни тренировке своей левой руки, стараясь научиться играть ей так же, как и правой. Одно время это стремление привело к созданию композиций исключительно для левой руки. Вдохновленный примером Джона Колтрейна и его Chasin' the Trane, он захотел создать особый стиль, требующий высокой выносливости, и, под влиянием музыки Орнетта Коулмена (Ornette Coleman), способствовал тому, чтобы этот стиль в большей степени отражал равные возможности ее форм.
Бергман верит в то, что, будучи сыном родителей, увлеченных левыми политическими взглядами, он впитал идеи равноправия с молоком матери, и именно родители оказали влияние на его стремление к одинаково хорошему владению обеими руками, упорство и настойчивость в достижении своей цели.
В те годы, когда Бергман записывался не так часто, он занимался преподавательской деятельностью. Этот опыт – опыт умения настоять на своем, отстаивать свои взгляды и мысли, решимость в достижении своих целей - в дальнейшем пригодился ему в его музыкальной карьере, когда его преданность персонифицированному, идиосинкратическому стилю вызвала агрессивное сопротивление и насмешки со стороны известных критиков. Тем не менее, похвальные отзывы многих других критиков все же заглушили голоса сомневающихся.
В настоящее время Бора Бергман - популярный в фестивальных кругах и уважаемый записывающийся музыкант. Его творчество регулярно получает хвалебные отзывы в прессе за оригинальность и неповторимость. Но он помнит о своей стезе и продолжает медленно и верно двигаться вперед своим собственным путем - путем Пианиста.

Избранная дискография:
Borah Bеrgman/Roscoe Mitchell: The Italian Concert (2002)
Borah Bergman/Oliver Lake: A New Organization (1999)
Borah Bergman/Peter Brötzmann/Andrew Cyrille: Exhilaration (1997)
Borah Bergman/Hamid Drake: Reflections on Ornette Coleman and the Stone House (1995)
Borah Bergman/Evan Parker: The Fire Tale (1994)
Borah Bergman/Andrew Cyrille: The Human Factor (1993)


MINSKER KAPELYE (МИНСКЕР КАПЕЛЬЕ)
Белоруссия

Состав:
Дмитрий СЛЕПОВИЧ (Dmitri SLEPOVITCH) – кларнет, вокал
Виолетта КОРЕНЬКОВА (Violetta KORENKOVA) - виолончель
Татьяна КУКЕЛЬ (Tatiana KUKEL) - цимбалы

Творчество этого ансамбля, созданного в 2001 году исследователем и пропагандистом еврейской традиционной музыки – Дмитрием Слеповичем, - посвящено изучению богатейшего наследия восточно-европейской еврейской музыки. Группа стремится к аутентичному звучанию исполняемых произведений – и это, пожалуй, главное. Этнографические экспедиции позволяют дополнять программу неизвестными ранее произведениями, к тому же все участники проекта – студенты и аспиранты Белорусской государственной академии музыки, а значит, во время своих выступлений они еще и проходят свой личный курс обучения, пишут дипломы и защищают диссертации… прямо на сцене.

Подробнее о группе:

В переводе с идиш название ансамбля означает «Минская капелла». Именно так – капелье, компанье, оркестр – называли себя клезмерские ансамбли, игравшие несколько столетий на свадьбах, бар-мицвах и других важных событиях в жизни восточно-европейского еврейства.
“Minsker Kapelye” («Минскер Капелье») – ансамбль, ставящий перед собой задачу сохранения и возрождения инструментальной музыки и бытовой песни восточноевропейских, главным образом, белорусско-литовских еврейских общин. Ансамбль был образован в 2001г. в Минске, принимал участие в различных фестивалях и семинарах, посвященных традиционной музыке (I Минская Школа по клезмерской музыке, “Таўкачыкі на Юр’я” /Минск, 2004/, “Tratwa muzykantow” /Сейны, 2004/), выступал совместно с известными белорусскими, американскими и немецкими музыкантами в еврейских и кросс-культурных проектах.
В составе ансамбля традиционные для клезмерских капелл инструменты: кларнет, цимбалы и виолончель. Такой состав, характерный для инструментальных капелл в Восточной Европе, позволяет достичь насыщенности фактуры и полноты функций при небольшом составе участников, одновременно оживляя сегодня звучание старых местечковых и деревенских еврейских ансамблей. В репертуаре ансамбля – традиционная музыка восточноевропейских еврейских общин, представленная инструментальными композициями, песнями на идише и на макаронические тексты.


Дмитрий СЛЕПОВИЧ – руководитель ансамбля, кларнетист, вокалист, на протяжении многих лет занимается исследованиями в области музыкальной традиции восточноевропейских евреев, участник и руководитель инструментального ансамбля Театра еврейской песни «Симха» в Минске. Помимо основной работы в Республиканском музыкальном колледже при Белорусской государственной академии музыки, преподает на семинарах и школах по иудаике и идишу в Белоруссии, России, Австрии, Украине, Германии, Израиле и других странах – как лектор и исполнитель традиционной музыки ашкеназских евреев. Дмитрий Слепович также является редактором тель-авивского литературного журнала «Найе вегн» по СНГ и Балтии, автором ряда исследований и статей по еврейской музыке. В настоящее время завершает работу над диссертацией по теме «Клезмерская традиция как феномен восточно-европейской еврейской культуры».


Виолетта КОРЕНЬКОВА (виолончель)
Все три функции виолончели в клезмер ансамбле - мелодия, ритмическое наполнение и бас - искусно и гибко представлены в стиле игры Виолетты Кореньковой. Её богатый опыт участницы ансамбля помогает ей находить оптимальный звук её инструмента в диалоге с другими членами коллектива.


Татьяна КУКЕЛЬ (цимбалы)
Татьяна Кукель является виртуозной исполнительницей на цимбалах - этом традиционном как для белорусской, так и для еврейской музыки инструменте. Татьяна Кукель демонстрирует интерес к широкому разнообразию музыкальных стилей, одним из которых является музыка клезмерской традиции. Татьяна - победительница Международного конкурса исполнителей на народных инструментах в Москве (1998) и обладательница третьей премии I Дельфийских Игр (2000).




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда