Культурный центр ДОМ

28 марта 2005

ШАМАНОИД
Николай ООРЖАК (Тува) – горловое пение, народные инструменты, ритуалы


I отделение - Николай ООРЖАК

II отделение - Николай ООРЖАК и группа ПАН-АЗИАТСКИЙ АНСАМБЛЬ

III отделение - Николай ООРЖАК и группа SAFETY MAGIC

[традиционная музыка]

Николай Мунзукович Ооржак - потомственный тывинский шаман, мастер
тывинского горлового пения «Хоомей»

Хоомей – это феномен, виртуозное искусство, доступное не всем, требующее
определенных способностей и обучения. Его истоки коренятся в тывинской народной
песне. Тывинские шаманы используют его как исцеляющий звук природы.

«Горловое пение подражает звукам животных, и создаваемые звуки созвучны
вселенским. Для меня эти звуки - как ритмы единого целого», говорит Николай.
Хоомейжи (Мастер хоомей) Николай Ооржак изучает горловое пение более 20 лет. В
совершенстве владеет всеми стилями хоомей: сыгыт, каргыраа, эзенгилээр,
борбаннадыр и их разновидностями. В 1989 г. на Первом Международном симпозиуме
Хоомей – 89 он стал Лауреатом фестиваля в стиле каргыраа. После симпозиума стал
одним из активных руководителей фольклорного ансамбля «Тыва», созданной Зоей
Кыргыс– ученым, изучающей фольклор тывинского народа.

В 1990 г. Николай организовал новый фольклорный ансамбль «Эртинелиг Тыва». В
1991 г. вместе со своим ансамблем участвовал в международном фольклорном
фестивале в Норвегии и Швеции. В 1993 году выступал в Турции.

«Мое творчество рождается многолетним опытом,

и я всегда действую следуя своему воображению,

вызывая действия через свой храм звука.

Между звуками я вплетаю алгыши – мистерии»

В 1995 г. Николай был приглашен с представителями правительства на международный
конгресс в честь 60-летия Его Святейшества Далай-Ламы XIУ в Индии. Получив
благословение Его Святейшества, он начал более глубоко проявлять силу горлового
пения в сочетании с шаманизмом.

В 1997 – 1998 гг. он работал биознергетическим массажистом в Центре Народной
Медицины города Кызыла (столица Тывинской республики), активно применяя в своей
практике горловое пение и работу с бубном, исцеляя кармические нарушения у
больных. «Бубен играет особую роль, усиливая исцеляющую силу звука хоомей. Их
сочетание создает гармонию ощушения единого целого, подчиняется Вселенским
законам, как и мелодии гор,

степей и лесов, птиц и животных, звучит естественно и свободно, обладает силой
любви, которое снимает гнев и печаль. При этом создается вибрация в органах,
освобождается негативная энергия («злой дух»)».

В апреле 1998-го года Николай Ооржак приглашен Монгуш Бораховичем Кенин-Лопсан
(профессор, доктор исторических наук, виднейший исследователь шаманизма в мире),
участвовать в шаманском обществе «Дунгур». Главная задача этого общества –
духовно-просветительское исцеление через сознание. Во время камлания, т.е.
мистерии, шаманы находят причины кармических нарушений у человека. «Хоомей в
сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет
никаких трюков или иллюзий, а есть могущество цельного звука».

В мае 1999 г.Николай участвовал в конгрессе «Шаманизм тюркоязычных народов
Центральной Азии», в Вене, посвяшенном дню Независимости австрийского народа.


С 1999-г. по 2000 год был председателем Централизованной религиозной организации
шаманов «ТосДээр » Республики Тыва.Паралельно занимался авторской работой под
названием «Практика шамана в сочетании с целительным звуком». В этой работе он
раскрывает природу песни без слов, которая дает силу спокойствия и равновесия
сознанию, делает его способным различать все, что содержит его память.

В декабре 1999 г. канал АРТЭ Центрального телевидения Германии выпустил
короткометражный документальный фильм с участием Николая про его шаманскую
практику в сочетании с горловым пением.

В 2000 г. он участвовал в конгрессе «Шаманизм в новом тысячелетии», который
проходил в Германии в городе Гармисч – Партенгирчен.

В ноябре 2000 г. Николай участвовал в фестивале "Глубокая глотка или опасные
связки" в Москве, где выступал с оркестром примитивной музыки известного
исполнителя на ударных инструментах, композитора, мастера импровизации Михаила
Жукова.

В начале 2002 г. совершил трехмесячный тур по США и Канаде по приглашению
Международной ассоциации гармонического пения, основанной Стивом Скляром, и
канадского шаманского общества, проводя многочисленные семинары и концерты. Во
время тура он встречался с Майклом Харнером, знаменитым исследователем шаманиза
и основателем Foundation for Shamanic Studies, который высоко оценил его
способности. Постоянно проводит семинары по шаманизму и горловому пению в
Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Одессе, обучая использованию
горлового пения в целительстве и саморазвитии.

В 2003 г. в Киеве солировал в импровизационном концерте вместе с известной
группой "R.J. Orchestra" на ТВ «Табачук» в программе "Полтарев-джаз". По
инициативе известного журналиста Дмитрия Киселева канал ICTV снял также
импровизационный концерт в лесу совместно со знаменитыми украинскими музыкантами
Владимиром Соляником и Эрнестом Измайловым. Выступал в арт-клубе "44". С этого
года вместе с ним в концертах участвует его лучший ученик и менеджер Владислав
Матреницкий.

В марте 2004 выступал совместно с Владимиром Соляником и Энвером Измайловым на
джазовом фестивале в киевском театре оперетты. Зрители с восторгом восприняли
его заключающий фестиваль дуэт с известной джазовой певицей Ольгой Войченко, как
всегда неожиданный и красивый благодаря его импровизационному таланту.

В июле 2004 приглашен на международный джазовый фестиваль в Коктебеле.

В сентябре 2004 г. участвует в джазовом фестивале в Днепропетровске, где, помимо
прочего, поет дуэтом с американским джазовым исполнителем Lee Andrew Davison.


Отчет о концерте Николая Ооржака и Михаила Жукова в ДОМе


SAFETY MAGIC

Андрей РОМАНИКА – ударные
Михаил АВШАРОВ – бас
Дан ЛЕРМАН – гитара
Назар АМАНОВ – скрипка
Константин КУЛИКОВ – труба
Петр НИКУЛИН – диджериду
Александр МАРТО - электроника, калимба



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда