Культурный центр ДОМ

29 марта 2005

МИРНАЯ КНИГА
Театр звука Александра БАКШИ
Презентация альбома «Из красной книги»
Фрагменты спектакля «Полифония мира»
Видеопоказ
[музыкальный театр]

ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ
Игра воображения для Солиста-пианиста и театра Теней.

Автор идеи и композитор – Александр Бакши
Сценография и видеоряд - Илья Эпельбаум
Музыкальный руководитель – Людмила Бакши
Солист - Алексей Любимов

Действующие лица и исполнители:

Танцующая певица – Ирина Евдокимова
Виолончелист - Ярослав Судзиловский
Фольклорный музыкант – Сергей Жирков
Фольклорная певица – Елена Сергеева
Петрушка - Майя Краснопольская
Художник - Максим Обрезков

От автора:

В детстве у меня был блокнот в красном кожаном переплете. Лет до 16 я был одержим манией фиксировать моменты проходящей жизни. Гораздо позже узнал о существовании «Красной книги», где описаны исчезающие и вымершие виды растений и животных. Сейчас в воздухе носится идея выпустить Красную Книгу Народов. Дело в том, что, несмотря на все катаклизмы, войны, теракты человечества становится все больше, а народов – меньше. Вымирают не люди, а культуры, к которым они принадлежат. То есть, та неведомая сила, которая соединяет людей с местом рождения, предками и Небесами.

В нашем спектакле звучат архивные записи 70-х годов селькупов и крымчаков, некогда живших на севере и юге России. О них мало кто знает. Носителей традиции почти не осталось. Я смутно помню голос деда, который пел унылые крымчакские песни. Отец их уже не пел... Ни селькупы, ни крымчаки ничем особенным не прославились. Жили на отшибе, чем-то промышляли, рожали детей, пели, танцевали, умирали в безвестности. Но вот что интересно. Примерно в то же время, когда эти этносы начали вымирать, что-то неладное стало происходить и с великими культурами Запада. Вдруг заговорили о кризисе и смерти Автора, о конце эпохи Модерна...

Иногда кажется, что все мы – люди, утки, львы, куропатки, рогатые олени – связаны общностью судьбы и, раньше или позже, попадаем в переплет красного цвета.

В нашем спектакле действуют Пианист и еще шесть персонажей. В отличие от известной пьесы Пиранделло, в авторе они совершенно не нуждаются.


АЛЕКСАНДР БАКШИ - композитор, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель «Международной Лаборатории Театра Звука». Известен работами «Полифония мира» (III Всемирная Театральная Олимпиада в Москве), «Сидур-мистерия» (Почетный диплом IX фестиваля европейских театров на Монмартре), «Нумер в гостинице города NN» по Н.Гоголю (Национальная Театральная премия «Золотая маска» за лучший спектакль ), «Превращение» по Ф.Кафке («Хрустальная Турандот», Премия БИТЕФ-98 за лучший спектакль), «Шинель» по Гоголю (Современник), «Еще Ван Гог» (Театр-студия Табакова), «Татьяна Репина» (совместный проект Авиньонского фестиваля и МКТС), «Карамазовы и ад» (Современник).

Его творчество связано с развитием идеи синтеза акустических и визуальных образов, которую он сам определяет как «театр звука». Композитор создал театральный жанр, подобный опере или балету, но вне литературного сюжета. Пафос его поиска – достижение пластичности и выразительности инструментальной и бестекстовой вокальной музыки средствами музыкально-сценической драматургии. Последние работы композитора в этом направлении – музыкальная мистерия «Полифония мира» для 90 исполнителей – академических и этнических музыкантов, шамана (солист Гидон Кремер). Музыкальный спектакль «Из Красной книги» для Пианиста, этнических музыкантов, театра теней и анимации. Обращаясь к традиционным жанрам и формам (концерт, соната, трио и т.д.), театрально трактуя их, композитор превращает их в маленькие спектакли или драматические сцены: “Умирающий Гамлет”, “Зима в Москве. Гололед…”. Соната для голоса и рояля, “Концерт Шостаковича для скрипки с оркестром”, “Он и она” и многие другие, по сути драматические сцены, где музыканты являются персонажами и действуют в пространственно–звуковых мизансценах.
Музыка композитора постоянно звучит в крупнейших концертных залах и на фестивалях в Америке и Европе.

ИЛЬЯ ЭПЕЛЬБАУМ - художник, режиссер, художественный руководитель московского театра «Тень». Многократный лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска». Известен спектаклями «Лебединое озеро. Опера», «Лиликанский Музей Театральных Идей», «Гамлет». Участник более 50 международных театральных фестивалей.

АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМОВ – выдающийся российский пианист, гастролирующий по всему миру, сотрудничающий с крупнейшими оркестрами, солистами, композиторами. Профессор Московской и Зальцбургской консерватории. Народный артист России.


ПОЛИФОНИЯ МИРА
музыкальная мистерия

Автор идеи и композитор - Александр БАКШИ
Солист - Гидон КРЕМЕР
Режиссер - Кама ГИНКАС
Художник - Сергей БАРХИН
Продюсер - Валерий ШАДРИН

От автора

В «Полифонии мира» нет литературного либретто и почти нет слов. Драматургия складывается из взаимоотношений персонажей, которые говорят на разных музыкальных языках. Авторская музыка сочетается с традиционной этнической, фольклором, шаманскими акциями и джазом.
Мистерия - о поиске общности между людьми разных культур.
Столетиями человечество жило европейским идеалом ГАРМОНИИ МИРА, общего ПОРЯДКА. Свести разноголосицу в аккорд, многообразие свести к единству. Это вдохновляло не только создателей симфоний, но и создателей империй.
Символ европейской музыки - оркестр: в центре - скрипки, а на задворках - сакральные азиатские и африканские барабаны. Оркестр - образ несвободы, потому что альтернатива диктатуре дирижера - хаос.
Последняя из империй распалась на наших глазах и определила наши судьбы. Может быть, поэтому среди исполнителей преобладают выходцы из бывшего СССР: мы тоскуем по нашим корням - культурной общности, откуда мы родом.
На рубеже веков формируется новое мышление. Суть его - в осознании ценности и равенства всех человеческих культур. На смену ГАРМОНИИ МИРА приходит ПОЛИФОНИЯ МИРА. Но модель её еще не сложилась.
Казалось бы, просто следовать примеру природы: звуки весеннего леса часто называют «гармоничными», но голоса зверей и птиц объединяет не учение о консонансе, а общность обстоятельств - греет солнце, идет дождь… Чтобы ощутить единство жителей такой маленькой планеты, не обязательно всем петь одну песню. Достаточно почувствовать, что мы ходим по одной Земле.
Однако люди живут не только в природе, но и в истории, и в культуре. И то, и другое разъединяет…
Сюжет Мистерии основан на идее, общей для всех народов: звук рождается из воздуха и связан с Духом. Он как невидимая нить соединяет человека с Небом.
На эту тему есть много мифов, и все они – о тайне Бытия. У людей нет общих слов и понятий, чтобы говорить на эту тему. Но есть Звук и Небо - одно на всех.
Александр Бакши




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда