Культурный центр ДОМ

01 октября 2006

фестиваль ДЛИННЫЕ РУКИ-3
Леонид ФЕДОРОВ (Россия)
Татьяна ГРИНДЕНКО (Россия)
Владимир МАРТЫНОВ (Россия)

[новая музыка]

Владимир МАРТЫНОВ

Владимир Мартынов родился в 1946 году. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции в 1970 году (у Николая Сидельникова) и по фортепиано в 1971 году (у Михаила Межмулова). Еще в студенческие годы Мартынов заявил о себе как яркая композиторская личность. Его талант высоко оценила Надя Буланже, познакомившаяся с его работой в Москве. В. Мартынов начал как представитель авангарда, один из наиболее радикальных среди советских композиторов этого направления. Додекафонно-серийные композиции первой половины 70-х годов демонстрируют утонченную музыкальность, рафинированную технику, интеллектуальный артистизм. Творческий облик В. Мартынова складывается в сложной эволюции, которая отражает его многосторонние интересы. Он изучает музыку XX века - Западного Средневековья и Возрождения, издает серию монографических сборников из произведений Хенрика Изака, Гильома де Машо, Андреа Габриели, Джона Ланстейбла, Гильома Дюфаи (1976-1980) для инструментальных ансамблей. Собиратель и исследователь фольклора, он в течение нескольких лет предпринимает фольклорные экспедиции в различные районы России, на Северный Кавказ, в Центральный Памир, горный Таджикистан. В 1973 году начал работать в Московской экспериментальной студии электронной музыки. Увлечение электроникой совпало с углубленным изучением восточных религий и культур, христианской философии Запада и Востока. В Электронной студии В. Мартынов реализовал ряд электронных композиций, порывающих с авангардом и отражающих выход к новым эстетическим, этическим и духовным ориентирам. Период 1976-1978 годов - продуктивный и крайне важный в творческой эволюции композитора. Поворот от гиперконструктивности авангарда к "новой простоте" означал переход к минималистской композиции (включающий стиль minimal music, исторические стили и жанры, эстетику арт-рока), к ее ритуальности в музыке, к религиозной теме. В 1975-1976 годах В. Мартынов участвует в концертах ансамбля старинной музыки (блок-флейта), исполняющего произведения XIII-XIV веков Италии, Франции, Испании. В 1976-1977 годах выступает в составе Московского ансамбля солистов (фортепиано, электронные клавишные), исполнявшего авангардную, электронную и минималистскую музыку (Кейдж, Штокхаузен, Лигети, Райли, Фелдман, Сильвестров, Артемьев, Мартынов, Пярт, а также музыку западноевропейского средневековья). 1977-78 годах - создал свою рок-группу "Форпост" (лидер, композитор, клавишник-электронщик). Концерты, акции, фестивали. В 1978 году В. Мартынов отходит от композиторской деятельности и посвящает себя религиозному служению. Преподает в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры (с 1979 по сей день). Занимается расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей. Создает музыку для богослужения по древним канонам. В 1984 году возвращается к композиции. Канонический тип творчества. Постмодерн. Минимализм. Техника бриколажа. Крупнейшие произведения "Come in!", Плач Иеремии, Апокалипсис, Ночь в Галиции, Магнификат, Реквием, Упражнения и танцы Гвидо. Занимается литературной деятельностью, издает книги (издано 4 монографии), статьи религиозно-философского и историко-культурологического направления. Выступает на научных конференциях. С 2002 года проходит ежегодный фестиваль Владимира Мартынова: 2002 - ТАНЦЫ КАЛИ-ЮГИ, 2003 - Зона OPUS POSTH, 2004 - Зона POSTH OPUS POSTH, 2005 - ПРЕДМЕТЫ И ФИГУРЫ (интерьер после оргии). Ведущие режиссеры поставили ряд спектаклей на его музыку. Анатолий Васильев: МОЦАРТ И САЛЬЕРИ - РЕКВИЕМ, ИЛИАДА 23-Я ПЕСНЯ, Юрий Любимов: АПОКАЛИПСИС, ИДИТЕ И ОСТАНОВИТЕ ПРОГРЕСС, Илья Эппельбаум: ВРЕМЕНА ГОДА. Пишет произведения - НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ (для Кронос Квартета 2002), ГИМН МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2005), ПОСВЯЩЕНИЕ СИНГАПУРУ (2005). Лауреат Государственной премии (2003). Участвовал во Всемирной Театральной Олимпиаде (Москва, 2001 - Апокалипсис), Фестивале Триалогус (Таллин, 2005 - Игра ангелов и людей) и т.д. С 2003 года активно занялся мультимедийными проектами и инсталляциями. Участвовал в выставках в России и за рубежом. Осуществил ряд проектов с Д.Приговым, Л.Рубинштейном, а также рок-группой АУКЦЫОН, Л.Федоровым. В настоящее время работает над новой книгой.


Татьяна ГРИНДЕНКО

Татьяна Гринденко является исключительным явлением современной русской скрипичной школы.
Начала заниматься музыкой с 6 лет в г.Харькове, затем в Санкт-Петербурге и в Центральной музыкальной школе в Москве. В 8 лет сыграла свой первый концерт И.С.Баха с симфоническим оркестром. Закончила Московскую государственную Консерваторию им. П.И.Чайковского.
Татьяна Гринденко добилась выдающихся результатов в Международных конкурсах:

Первая Премия и Золотая Медаль Всемирного Конкурса молодых исполнителей в Софии ( 1968 г.),
Лауреат IV Международного конкурса имени П.И.Чайковского в Москве ( 1970 г.),
Первая Премия Международного Конкурса имени Г.Венявского в Польше (1972 г.).
С этого времени Татьяна Гринденко ведет активную концертную деятельность, играет с ведущими советскими и европейскими оркестрами. Но круг ее музыкальных интересов не ограничивается только академической музыкой.

С 1976 г. Татьяна Гринденко вошла в состав рок-группы "Бумеранг", созданный на базе Экспериментальной студии электронной музыки, а затем в рок-группу "Форпост". Участвовала в различных авангардных акциях и фестивалях.Эта деятельность в условиях советского государства воспринималась как инакомыслие и с 1978 по 1988 г.г. артистическая карьера Татьяны Гринденко "погружается в молчание": ей были запрещены гастрольные поездки, записи на радио и пластинки.

Несмотря на это она создает в 1982 г. первый в России ансамбль "Академия старинной музыки", использующий аутентичную манеру исполнения старинной музыки на оригинальных инструментах. Ансамбль в короткое время получил широкую известность и признание в Советском Союзе.

С 1989 г. Татьяна Гринденко с Академией старинной музыки постоянно приглашается и играет с огромным успехом на международных фестивалях старинной музыки в Бостоне, Глазго, Потсдаме, Стокгольме, Утрехте, Шлезвиг-Гольдштейне, Штириарте, Бремене, Нойшвайштайне, Локкенхаусе, Кортрике, Райнгау, Вене и других.
Особый интерес представляет многолетнее творческое сотрудничество Татьяны Гринденко с Гидоном Кремером. Им посвящены "Concerto grosso" N 1 Альфреда Шнитке, "Tabula Rasa" Арво Пярта, последняя композиция Луиджи Ноно "Нау que caminar" sonando. Многие известные композиторы посвящают Татьяне свои работы: В.Артемов, А.Бакши, П.Карманов, В.Мартынов, А.Пярт, В.Сильвестров, И.Соколов, А.Шнитке.
Сегодня Татьяна Гринденко ведет активную концертную деятельность как солистка, работает с такими симфоническими оркестрами как Венский Филармонический оркестр, Оркестр Берлинской Филармонии, "Гевандхаус"(Лейпциг), Дрезденская Штаатскапелла, с Симфоническими оркестрами Бруклина, Лос-Анджелеса, Французского Радио, RAT Милана, Турина, Рима, оркестрами Московской и Санкт-Петербургской Филармоний и другими. Ее партнеры по сцене - К.Кондрашин, К.Мазур, Г.Рождественский, Ю.Темирканов, В.Федосеев, В.Ашкенази, Ф.Брюгген, Х.Холлигер, М.Рострапович, В.Афанасьев, Ю.Башмет, Г.Кремер, А.Любимов, А.Менезес, Б.Пергаменщиков, А.Штайер и другие.

В 1997 г. Т.Гринденко с Академией старинной музыки осуществила премьеру оперы Владимира Мартынова "Упражнения и танцы Гвидо" на фестивале "САКРО-АРТ" в г.Локкум в Германии.

В 1998 г. ею осуществлена музыкальная премьера оперы Б.Галуппи "Il Re-Pastore" в оперном театре г.Удине в Италии.

В 1999 г. она музыкальный руководитель постановки спектакля "Моцарт и Сальери" (музыка - В.Мартынова, режиссер - А.Васильев) в Московском театре "Школа драматического искусства".

В 1999г. Татьяна Гринденко основала ансамбль "ОПУС-ПОСТ." cпециально для осуществления проекта "Новое сакральное пространство", в основу которого положена концепция композитора Владимира Мартынова. Суть концепции - это осознание необратимости процесса крушения фундаментальных принципов, служащих базисом композиторской музыки и рождение нового пространства музицирования.
Ансамбль "OPUS-POSTH." - явление абсолютно уникальное в современной российской культуре. Совместно с ведущими художниками видео-арта, поэтами, Ансамблем осуществлены мультимедийные проекты "Бах-2000", "Ночь в Галиции", "Времена года", "Русско-немецкий Реквием", "Игры Ангелов и людей", "Песня песней".

В репертуар Ансамбля входят произведения В.Мартынова, А.Пярта, Ф.Гласса, Я.Ксенакиса, А.Кнайфеля, Г.Канчели, С.Гербера, П.Дрешера, Д.Адамса и других.

Ансамблем "ОПУС-ПОСТ." в 2000-20001 г.г. были выпущены СD: "Ночь в Галиции" (В.Мартынов), "Come in" (В.Мартынов), "Семь слов Спасителя на Кресте" (Й.Гайдн) на фирме ССn'С RECORDS. Записи Татьяны Гринденко выходили на студиях Мелодия, Eurodisk, Ondine, Deutsche Grammophon, Erdenklang Musikverlag & CCn'C RECORDS, RCA, ECM, Wergo.


Леонид ФЕДОРОВ

За последние 20 лет Леонид Фёдоров справедливо заслужил репутацию одного из лидеров независимой рок-музыки в России. Уроженец Санкт-Петербурга (ранее — Ленинграда), в 80-е гг. ХХ века ставшего центром отечественной рок-культуры, Леонид Фёдоров как музыкант сделал свои первые шаги ещё в 70-е годы, пока что в составах начинающих любительских рок-групп. В 1983 году он основал собственный рок-коллектив «АукцЫон», где за ним с самого начала закрепилась роль музыкального руководителя и главного композитора группы, а позднее — и ведущего вокалиста. Любопытно, что выполняя важную роль в формировании творческого облика группы, Леонид неизменно держался в тени как на сцене, так и вне её, избегая излишней популярности и публичности.

Творческое становление «АукцЫона» пришлось на середину 80-х: тогда советский рок вышел на авансцену культурной жизни в стране, вызывал большой интерес в мире. В короткие сроки «АукцЫон» завоевал славу одного из интереснейших отечественных рок-коллективов, с безошибочно узнаваемым сценическим образом и уникальным музыкальным стилем. Не умаляя многих достоинств коллектива, не будет преувеличением сказать, что немалой частью своего успеха «АукцЫон» обязан необыкновенному музыкальному дарованию Леонида Фёдорова. В 1989 году «АукцЫон», наряду с другими ведущими советскими рок-группами «Кино» и «Звуки Му», приглашают с концертами во Францию, где группа одной из первых в стране записывает компакт-диск.

В годы экономического кризиса в России «АукцЫон», дороживший своей творческой независимостью, вёл активную гастрольную деятельность за рубежом. В активе группы — свыше 200 выступлений в странах Европы и Северной Америки, где она по праву числится среди наиболее известных и любимых российских рок-коллективов. Как в годы успеха, так и в трудные времена руководимый Леонидом Фёдоровым «АукцЫон» не прекращал прогрессировать музыкально, одну за другой выпуская программы, немедленно приобретавшие культовый статус, постоянно находясь в поиске оптимальных путей выражения новых музыкальных идей. В 1992 году начинается их многолетнее сотрудничество с поэтом, исполнителем и художником Алексеем Хвостенко; плодом этого сотрудничества явились четыре альбома студийных и живых записей.

Не прекращая работать и выступать в составе "АукцЫона" (последний на сегодняшний день альбом группы выпущен в 2002 году), в конце 90-х Леонид Фёдоров стал известен и как сольный исполнитель. Его акустический дебютный CD «Четыресполовинойтонны» увидел свет в 1997 году. Последовавшая затем активная работа совместно с прогрессивным этноджазовым проектом «Волковтрио» нашла своё отражение в записях, изданных на дисках «Зимы не будет» (2000) и «Анабэна» (2001). Постоянно расширяя круг творческих единомышленников и интересующих его музыкальных течений, Леонид Фёдоров активно экспериментирует - сотрудничает с такими разноплановыми артистами, как Владимир Волков, Владимир Мартынов, Татьяна Гринденко и ансамбль старинной музыки Opus Posth, хор русской духовной музыки «Сирин», Леонид Сойбельман и "Не ждали", Алексей "Полковник" Хрынов, "Краденое солнце", «Ленинград»; активно работает над музыкой для кино- и телефильмов; обращается в своём творчестве к русской поэзии 20-х гг. XX века, народной, классической и духовной музыке, авангардному джазу. В 2002 году он приступает к реализации ещё одного проекта, на сей раз совместно с известнейшим отечественным фолк-исполнителем Сергеем Старостиным и руководителем хора "Сирин" Андреем Котовым. Не единожды Леонид выступал и в качестве звукоинженера, музыкального продюсера записей других артистов.

В конце 2000 года Леонид Фёдоров основал свой звукозаписывающий лейбл "Улитка Рекордз", на котором издаёт как свои сольные работы, так и наиболее ему близкие и интересные записи. Эффектом обретенной таким образом независимости явилась возросшая в последние годы продуктивность сольного творчества Леонида. Осенью 2003 года вышел его очередной сольный альбом «Лиловый день», собравший обширную прессу и вызвавший массу положительных отзывов как одна из наиболее самобытных и интересных новых работ на отечественной музыкальной сцене. Уже весной 2004 года увидели свет два новых диска в жанре музыкальной аудиокниги, подготовленных совместно с одним из ярчайших представителей русского культурного зарубежья Анри Волохонским – «Горы и реки» и «Джойс». И, наконец, в 2005 году вышли еще две программы Леонида Фёдорова совместно с Владимиром Волковым: «Таял», называемый многими лучшей отечественной пластинкой года, и последняя на настоящий момент - «Безондерс», на стихи “обэриута” Александра Введенского. Эти работы вновь подтвердили репутацию Леонида Фёдорова как оригинального автора, ищущего артиста, постоянно исследующего новые музыкальные и околомузыкальные территории, способного заставить слушателя идти вослед ему в его поисках, думать и чувствовать вместе с ним.




Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда