Культурный центр ДОМ

29 июня 2008

Anthony Braxton Diamond Curtain Wall Quartet (США)
Anthony Braxton - alto, soprano, sopranino, baritone, bass and contrabass saxes, electronics,
Taylor Ho Bynum - cornet, flugelhorn, piccolo, bass trumpet, trumpbone, mutes and shell,
Mary Halvorson - electric guitar,
Katherune Young - bassoon

[новый джаз]

"... Печально, но для афро-американских музыкантов не существует категорий в композиционной музыке и это одна из причин её непонимания. Я - афро-американский музыкант, который не может определить место своему творчеству в категориях современной истории музыки. ..."
Энтони Брэкстон

Сайт:
ССЫЛКА >>

Начало в 20.00
Количество билетов ограничено.
Стоимость билетов в предварительной продаже - 1800 руб.,
в день концерта - 2000 руб.
Билеты продаются в КЦ ДОМ в дни концертов и в магазине "Трансильвания" (ул. Тверская, 6)

Энтони Брэкстон – мульти-инструменталист (основной инструмент – альт саксофон), композитор, музыкальный теоретик.
Род. 4 июня 1945 г. Чикаго, Иллинойс, США.
Обучение музыке Брэкстон начал в средней школе (с 1959 по 1963 он посещал Чикагскую музыкальную школу). Первым его инструментом был кларнет. После школы он поступил в Руссвелтский университет, где слушал лекции по философии и композиции. Уже тогда проявился его интерес не только к джазу, но и к академической, в первую очередь авангардной музыке. После первого семестра его призвали в армию. Брэкстон попал в Корею в качестве музыканта военного оркестра. В армии он освоил альт саксофон и познакомился с Роско Митчеллом, ныне участником группы Art Ensemble Of Chicago. В 1966 году Брэкстон возвратился в Чикаго.
С этого момента начинается его путь джазового музыканта, видного исполнителя и теоретика чёрного авангарда – фигуры неоднозначной и противоречивой.
Брэкстон сразу становится членом только что организованной Ассоциации поддержки творческих музыкантов (AACM). Кроме него туда входят пианист Махэль Ричард Абрамс, саксофонисты Роско Митчелл и Джозеф Джарман, трубач Лео Смит и скрипач Лерой Дженкинс. Следует сразу оговориться, что под словом «творческий» (от англ. creative) следует понимать вполне определённое направление в джазе, причём в джазе авангардном. Термин был введён с целью очертить границу между фри-джазом и музыкой, в которой к свободной импровизации добавились методы характерные для европейской музыки второй половины 20 века. Журналисты того времени употребляли термин «хорошо организованный фри», наглядно иллюстрирующий характер новой музыки. В настоящий момент ассоциация насчитывает более чем 60 членов. Следует признать, что Ассоциация оказывает поддержку только авангардным чернокожим музыкантам из Чикаго. Члены AACM активно сотрудничают с представителями других джазовых школ и направлений. Более подробно с музыкантами и деятельностью AACM можно познакомиться на их официальном сайте www.aacmchicago.org.
В 1967 году Брэкстон собирает трио The Creative Construction Company, в состав которого входят Лерой Дженкинс и Лео Смит. Чтобы понять новаторство чикагской школы, необходимо немного отвлечься и вкратце рассмотреть ситуацию, которая к тому времени сложилась в джазе. Ключевыми, знаковыми фигурами свободного джаза в то время были John Coltrane, Ornette Coleman и Albert Ayler. Творчество Эйлера сегодня малоизвестно широкому кругу слушателей, но в среде музыкантов он пользовался большим авторитетом и уважением. Его карьера трагически оборвалась в 1970 году, а обстоятельства гибели до сих пор неясны. Все эти музыканты работали в Нью-Йорке. В целом для нью-йоркского джаза было характерно тяготение к мистицизму, ритуальности и гимновости. Что касается музыкальной формы, то фри-джаз тех лет оставался в рамках бопа либо модального джаза. Привычными были ритм-секция из баса и ударных плюс несколько духовых инструментов. Эксперименты с более радикальными формами коллективной импровизации и максимальной независимостью всех без исключения инструментов были фрагментарными явлениями. Такие записи, как Free Jazz Орнетта Коулмена и Ascension Джона Колтрейна не получили продолжения даже у своих авторов.
В отношении композиции свободный джаз даже сделал шаг назад относительно музыки эпохи свинга или периода расцвета третьего течения. Музыканты диксиленда вели коллективную импровизацию на основе простых тем. Именно тема была организующим фактором, ограничивающим действия исполнителей и позволяющим композиции не превратиться в бессвязный набор звуков. В свинговых оркестрах исполнители играли заранее написанные аранжировки, в которых предусматривались эпизоды для сольной импровизации одного из солистов, который опирался на гармоническую сетку. Боперы предельно усложнили гармонические последовательности, доведя мастерство импровизации до невероятной сложности. Однако неизменным правилом была смена аккордов, что и обеспечивало целостность музыкальному произведению. Музыканты фри-джаза попытались совместить методы коллективной и сольной импровизации, освободившись при этом от всех формообразующих принципов. В таком подходе изначально отсутствовал потенциал для дальнейшего развития.
В 1968 году на лейбле Delmark выходят два первых альбома Энтони Брэкстона - двойной For Alto Saxophone и Three Compositions Of New Jazz. Первый представил полуторачасовой сеанс сольной игры Брэкстона на альт саксофоне, второй - музыкантов The Creative Construction Company и Махэля Абрамса на одной из композиций. В представленной музыке обращает внимание полное отсутствие методов характерных для свободного джаза тех лет. В Three Compositions Of New Jazz саксофон, труба и скрипка занимают независимые музыкальные пространства, не пересекаясь друг с другом. Отсутствует некий «центр тяготения», который всегда был основой, фундаментом для импровизации.
Тогда же Брэкстон обратил на себя внимание довольно странной формой нотации, с помощью которой он обозначает свои композиции, и которая стала в дальнейшем одной из его характерных черт. Вот несколько примеров взятых с его альбомов разных лет. Слушателей, привыкших к традиционным названиям, подобная запись удивляла, а у издателей обилие графики, скорее всего, вызывало раздражение. Сам Брэкстон дал следующее объяснение. Ему не нравилась стандартная форма именования. Названия вроде «восход солнца» или «Брэкстон-блюз» его не привлекли и он придумал свою систему. Каждая композиция имеет название, которое состоит из трёх компонентов: простого текстового, где указывается порядковый номер, вроде «Композиция №34»; кодированного - из символов (цифры, буквы, знаки препинания); и графической части в виде диаграммы, которая имеет 6 степеней свободы. Кодированная часть представляет формулу, в которой содержится как система взаимоотношений, так и совокупность альтернатив развития музыкального материала. Для кодирования используются самые различные методы: от нумерологии до астрологии. В графических заголовках Брэкстон пытается в виде диаграмм показать композиционный образ пьесы, её развитие в динамике от начала до конца, причём со всеми возможными вариациями. Сам он утверждает что, слушая музыку, видит её именно в форме диаграмм.
Первые работы Брэкстона если и произвели впечатление, то в очень узком кругу ценителей экспериментальной музыки. О каком бы то ни было коммерческом успехе не могло быть и речи. Он покинул США и переехал в Париж. Там он познакомился с молодыми, малоизвестными в то время музыкантами – Дэйвом Холландом и Чиком Кориа. Они имели в то время больший авторитет, чем Брэкстон, благодаря участию в записях Miles Davis. Так сложилась группа Circle, четвёртым участником которой стал барабанщик Барри Альтшул. В 1971 на лейбле ECM вышел их первый и последний двойной альбом Paris Concert. Чик Кориа, недовольный отсутствием ангажементов, покинул группу, решив заняться более доходным делом – набирающем силу джаз-роком. Место Кориа в группе занял исполнитель на деревянных духовых, прекрасный импровизатор Сэм Риверс. Манфред Эйхер выпустил альбом под именем Дэйва Холланда Conference Of The Birds. Этот диск и сейчас не потерял своей актуальности и входит в десяток наиболее удачных джазовых работ в номинации «фри-джаз». На этом сотрудничество Брэкстона и Эйхера практически прекратилось. Впоследствии был записан только один альбом саксофониста Мариона Брауна, где Брэкстон принял участие в качестве приглашённого музыканта. Он вернулся в Нью-Йорк где, временно отойдя от музыки, зарабатывал на жизнь игрой в шахматы. По его словам, кумирами для него тогда были Бобби Фишер и Борис Спасский.
В 1974 продюсер лейбла Arista Майкл Каскана заключает контракт с Брэкстоном. Брэкстон собирает квартет, в который помимо Холланда и Альтшула входит трубач и флюгельгорнист из Британии Кенни Вилер. Именно с записей сделанных на Arista к Брэкстону приходит известность, складываются все основные особенности его композиционной и импровизационной техники. Квартет много записывался и выступал с гастролями. Иногда место Вилера занимал тромбонист Джордж Льюис.
Помимо квартетов Брэкстон продолжает записывать сольные альбомы. Среди других его камерных проектов представляет интерес серия дуэтов с американским клавишником, живущим в Риме, Ричардом Тейтельбаумом. Он входил в состав группы MEV (итал. Musica Electronica Viva) – первого в истории ансамбля live electronics. Основной акцент музыканты MEV делали на умение интегрировать написанную музыку в свободную импровизацию. Не остаются без внимания и большие формы. Для исполнения импровизационной музыки Брэкстон регулярно собирает оркестр Creative Orchestra. В оркестре кроме него самого могут одновременно играть такие разные по эстетике и стилистике музыканты, как Джон Фаддис и Лео Смит. Известны также его монументальные сочинения, в которых Брэкстон выступает исключительно в роли композитора. Среди них Composition 82 для четырёх оркестров.
Его активность и работоспособность поразительны, а круг интересов не ограничивается каким-либо одним направлением.
В тогдашней Европе для авангардного джаза сложилась довольно благоприятная среда. На всплеске леворадикальных идей свободный джаз становится чем-то вроде музыкального выражения позиции европейских поклонников перманентной революции. Возникают компании звукозаписи, ориентированные исключительно на свободную музыку.
В Германии вокруг леворадикального объединения Fluxus (к нему принадлежали в то время такие музыканты, как Питер Брётцман, Вильям Брейкер и Иван Паркер) возникает лейбл FMP (Free Music Production)
В 1974 в Швейцарии фармацевт из Тервиля Вернер Эллингер основывает компанию Hat Hut. За короткое время она обрастает всевозможными отделениями Hat Art, HatOLOGY.
В 1975 году в Милане миллионер Джакомо Бонандрини учреждает лейбл Black Saint (а в 1979 году его ответвление Soul Note).
Дела Брэкстона идут в гору. В Европе он получает широкую известность и солидную поддержку. Следует оговориться, что авангардный джаз никогда не получал признания сопоставимого с более доступными жанрами. Поэтому успех и признание следует понимать, прежде всего, как приобретение относительной материальной независимости. К примеру, таким значительным фигурам как Steve Lacy и Roswell Rudd приходилось играть в диксилендах, чтобы заработать себе на жизнь.
В начале 80-х заканчивается контракт с фирмой Arista. Центр деятельности Брэкстона перемещается в Европу. В этот период складывается состав его нового квартета, который по сей день считается наиболее удачных из всех его камерных составов. В него входят пианистка Мэрилин Криспелл, контрабасист Марк Дрессер и барабанщик Джерри Хемингуэй. В новом составе наиболее ярко наблюдаются используемые им методы, которые сам автор называет compositional improvisation - композиционная импровизация. Например, каждому участнику даётся отдельная тема, в рамках которой он может импровизировать, а в качестве связующего элемента может служить любой параметр – темп, регистр и т.п. Помимо своего нового квартета Брэкстон всё чаще обращается к джазовой традиции. Выходят альбомы стандартов, тематические альбомы, посвящённые наиболее значимым классикам джаза – Thelonious Monk и Ленни Тристано. В этих записях Брэкстон предстаёт с неожиданной стороны, как музыкант, овладевший не только всеми известными приёмами авангардной техники, но и как виртуоз, исполняющий джазовую классику. С ним играли пионеры бопа Макс Роуч и Хэнк Джонс.
Однако такой активности Брэкстону мало. Брэкстон занялся педагогической деятельностью. С 1985 года он преподаёт в Миллсовском колледже, Калифорния, а затем получает приглашение в Уэслеанский университет, Коннектикут. В Коннектикуте он читает лекции по хронологии афро-американской музыки и европейской музыки. В европейской музыке отдаётся предпочтение композиторам и теоретикам XX столетия, под сильным влиянием которых находился сам Брэкстон. Применяемые им приемы додекафонной (двенадцатитоновой) и серийной техники были разработаны в Австрии Арнольдом Шёнбергом и, независимо от него, в США Чарлзом Айвзом, а детализированы и дополнены Карлхайнцем Штокхаузеном и целым рядом других композиторов. Следует отметить, что в работах Брэкстона технические приёмы авангардной академической музыки своеобразно переработаны и могут быть адекватно поняты только исходя из разработанной им лично системы понятий и терминов. Вот наиболее важные из них:
- House Of The Rectangle – в графическом виде – прямоугольник. Отражает чётко определяемые аспекты – состояния;
- House Of The Circle – в графическом виде – окружность. Полярен первой категории. Процесс – ассоциируемый со свободной импровизацией длящейся во времени;
- House Of The Triangle - в графическом виде – треугольник. Отражает синтез двух первых. Следует понимать как динамическую модель всех возможных состояний и процессов между ними;
- House Of One – один из 12 музыкальных компонентов (музыкальных языков в терминологии Брэкстона) – длинный тон. Имеет антропоморфное имя Shala.
Наиболее полное изложение своей концепции вместе с комментариями к своим композициям Брэкстон изложил в пятитомной книге «Composition Notes A-E».
В 90-х годах фонд Макартура присуждает Брэкстону премию в размере 300 000$. На эти деньги он учреждает свой фонд и организовывает компанию звукозаписи Braxton House. Официальный сайт находится по адресу www.wesleyan.edu/music/braxton/index.html. Получив финансовую независимость, Брэкстон начинает самый одиозный свой проект – оперу Trillium. Со слов автора опера будет представлять цикл из 32-36 актов. Последовательность исполнения актов не фиксирована, исполнять их можно в любом порядке. Здесь применяется алеаторика – метод музыкальной композиции предполагающий мобильность, незакреплённость музыкального текста. Контролируемая алеаторика был сформулирована Витольдом Лютославским. Он предложил для избежания звукового хаоса предусматривать все варианты исполнения, отвечающие замыслу. Брэкстон следует именно этой методике. В оперном цикле Trillium каждая опера задаёт три магистральных способа реализации. Для пояснения общей концепции автор сравнивает весь цикл с фрагментом карты автомобильных дорог. Каждый акт сопоставим с определённым маршрутом. Каждый маршрут имеет конечный набор вариантов, в свою очередь количество самих маршрутов ограничено количеством актов. Таким образом, для однозначного воспроизведения фрагмента последовательность нанесения маршрутов не имеет значения. Основа для понимания замысла в целом лежит в разработанной Брэкстоном философской системе трёх аксиом (Tri-axium). Опера пишется для симфонического оркестра и 12 вокалистов. К каждому вокалисту прикреплён один музыкант-импровизатор и одна балерина – они импровизируют исходя из внутренней логики авторской системы, в контексте которой звук, цвет, движение и знак являются фиксируемыми параметрами. Для музыкантов-импровизаторов и балерин знание системы Tri-axium обязательно, а оркестр исполняет музыку по заранее написанной партитуре. В настоящий момент на лейбле Braxton House записан Trillium R из 4-х CD.
Сегодня Энтони Брэкстону далеко за 50. Количество записанных альбомов давно перевалило за сотню, среди которых нет ни одного, где бы он изменил своим музыкальным принципам. В трудные периоды музыкант предпочитал зарабатывать на жизнь чем угодно, только не исполнением коммерческой музыкой, хотя при его способностях сделать это было не сложно. В начале 3-го тысячелетия Брэкстон полон творческих планов и считает, что он сделал намного меньше, чем запланировал. Благодаря творческой бескомпромиссности, таланту и трудолюбию он по праву занимает одно из ведущих мест в современном джазовом авангарде.

Статья подготовлена Олегом Столяровым http://tradecdr.narod.ru
Заимствована с российского сайта http://ecmclub.ru



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда