Культурный центр ДОМ

29 сентября 2009

Сьюзен АЛЛЕН (США) и друзья.
Сьюзен АЛЛЕН (Susan ALLEN) - арфа, кайагым,
Сергей ЛЕТОВ (Москва)- саксофоны
Илья Белоруков ( С.Петербург) - саксофоны,
Роман Столяр (Новосибирск) - фортепиано
[новый джаз]

Американская арфистка Сьюзен Аллен широко известна мировому музыкальному сообществу и как исполнитель современной академической музыки, и как выдающийся импровизатор. В списке музыкантов, с которыми она сотрудничала – Энтони Брэкстон и Ларри Кориелл, Кевин Юбэнкс и Дэйв Брубек, Лакшминараяна Шанкар и Юзеф Латиф. Кроме того, Сьюзен ведёт активнейшую педагогическую деятельность – в Калифорнийском институте искусств (CalArts ), где она является деканом музыкального факультета, она преподаёт и классическую арфу, и основы коллективной импровизации. Множество современных композиторов пишут сочинения специально для этого уникального исполнителя, владеющего массой неординарных приёмов игры на таком, казалось бы, консервативном инструменте. Помимо арфы, Аллен играет на кайагыме – корейской цитре, одном из древнейших инструментов этого семейства.

Вместе со Сьюзен Аллен в концерте примут участие музыканты из трёх российских городов – Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска; именно эти три города прославленная арфистка посетит в ходе своего российского турне. Это – второй визит Аллен в Россию; первый состоялся в 2005 году, во время которого Сьюзен записала диск с новосибирскими импровизаторами, а в Москве выступила с Сергеем Летовым и Аркадием Кириченко на… Ярославском вокзале.

Сайт Аллен:
ССЫЛКА >>

Сайт Столяра:
ССЫЛКА >>

Сайт Летова:
ССЫЛКА >>

Сайт Белорукова:
ССЫЛКА >>

Роман Столяр о Сьюзен Аллен:
"До визита этого замечательного музыканта я и не подозревал, что арфа - сугубо классический в моем понимании инструмент - может полноценно звучать и в джазе. Потому моему удивлению не было границ, когда примерно полгода назад я получил письмо следующего содержания: "Привет, я Сьюзен Аллен, арфистка, буду в Новосибирске в середине сентября, ищу джазовых музыкантов, с которыми возможно было бы импровизировать…" Но еще большее удивление вызвала биография, размещенная на сайте Сьюзен - ссылка на нее находилась в том же письме.
Не удержусь от цитирования фрагментов этого текста. "Уроженка Санта-Барбары, Калифорния, Сьюзен Аллен известна по всей Северной и Южной Америке, Австралии и Европе по уникальным акциям в области новой музыки для арфы, многочисленным выступлениям на телевидении, радио и на значительных музыкальных фестивалях…С 1988 является деканом Калифорнийского Института Искусств (CalArts ) и основателем программы камерной музыки Товарищества Искусств Сообщества CalArts в долине Санта-Кларита… Преподает импровизационный ансамбль, теорию, педагогику музыки, камерную музыку и арфу… Активно пропагандируя музыку для арфы и электроники, участвовала в исполнении многочисленных электроакустических сочинений…" В списке музыкантов, с которыми сотрудничала арфистка - Энтони Брэкстон, Ларри Кориелл, Кевин Юбэнкс, Дэйв Брубек, Лакшминараяна Шанкар, Юзеф Латиф….
Из дальнейшей переписки выяснилось, что Сьюзен присоединилась к группе социологов и культурологов, вознамерившихся проехать на поезде от Москвы до Пекина по Транссибирской магистрали. По дороге в Новосибирске планировался социологический семинар; Сьюзен, будучи не только профессиональным музыкантом, но и дипломированным социологом, вполне естественно вписывалась в концепцию акции, но вдобавок предложила организаторам тура свой собственный проект - на протяжении пути следования поезда импровизировать с музыкантами, с которыми доселе ни разу не встречалась. В поездку госпожа Аллен взяла с собой кайагын - корейскую 12-струнную арфу, один из древнейших инструментов арфового семейства - старше японского кото.
И вот - 14 сентября, вокзал Новосибирск-Главный. Под звуки бравурной музыки скорый поезд "Сибиряк" приближается к перрону, плавно тормозит. Двери вагонов открываются, и я пытаюсь увидеть долгожданную гостью в толпе высыпавших на перрон иностранцев. А вот и она - невысокая полноватая женщина с короткой стрижкой и лучезарной улыбкой. Встречаемся как старые друзья, несмотря на то, что знакомы лишь по переписке. Проходим через вокзал; помогаю Сьюзен везти огромный кейс с кайагыном и всякой усилительной аппаратурой для концерта. Она же оглядывает вокзал: "Да, неплохо было бы поимпровизировать прямо в этом здании!" Оказалось, что в Москве Аллен уже имела подобный опыт - на Ярославском вокзале она вместе с Сергеем Летовым и Аркадием Кириченко-Фримэном устроила настоящее импровизационное шоу. Новосибирская программа - иного рода: концерт в арт-клубе "Труба" и запись компакт-диска с местными музыкантами.
"Местные музыканты" - это мы с Сергеем Беличенко. В "Трубу" приезжаем рано - часа за три до концерта, времени пообщаться достаточно. Героиня дня оказывается еще и отличным собеседником, с необъятным кругозором. Говорим практически обо всем - от политики и образования в США до индийской философии. Но прежде всего, конечно, - о музыке - о джазе и не только…
"Совершенно очевидно, что музыка - это универсальный язык, - говорит Сьюзен Аллен. -Вся музыкальная ткань состоит из фонем; эти фонемы появились раньше, чем родились собственно разговорные языки. В этом причина того, что музыка понимается всеми, независимо от национальной принадлежности". Импровизация, по признанию Сьюзен, - важнейший для нее род деятельности, поскольку именно импровизация представляет собой максимально естественный процесс общения. "Когда я импровизирую, я не смотрю на окружающих, сознательно "отключая" видеоряд - работает только слух и пальцы, - признается Сьюзен. - Такому слышанию обучаются студенты на моих занятиях; одно из обязательных упражнений - импровизация в полной темноте или с завязанными глазами. Зрение не должно мешать концентрации на звуке".
В разговоре касаемся разных музыкальных направлений и стилей. "У меня классическое образование, и сейчас я преподаю в том числе и академический арфовый репертуар. Но помимо этого мой инструмент может иметь множество иных сфер приложения. К примеру, Карен Маклафлин обучает играть на арфе традиционный джаз, она снискала в этом коммерческий успех. Меня же интересует более творческая, экспериментальная музыка". Задаю вопрос о сотрудничестве с Дэйвом Брубеком. "Он очень стар, - отвечает Сьюзен, - и мало концертирует. Я работала с ним в качестве исполнителя его сочинений для арфы и симфонического оркестра - ведь Брубек много работает как композитор". Сама Сьюзен также обучалась композиции - ее педагогом был пианист, работавший до мировой войны в оркестре Бенни Гудмена; затем он познакомился с эмигрировавшим в США Паулем Хиндемитом и решил оставить джаз, став академическим композитором.
По-видимому, именно соприкосновение с композицией и привело к тому, что Сьюзен Аллен является одним из наиболее востребованных исполнителей в мире современной академической музыки - ведь для того, чтобы ее исполнять, необходимо не просто автоматически воспроизводить текст, но глубоко вникать в авторский язык. Сыграла роль и возможность личного общения с авторами. Так, в течение многих лет Сьюзен была дружна с одним из ведущих авангардистов ХХ века Мортоном Фелдманом - в ее личном архиве хранится 5-часовое (!) интервью, записанное на магнитную ленту, где Фелдман изложил чуть ли не всю историю своей жизни. Этот материал, записанный в день 60-летия композитора незадолго до его кончины, до сих пор не опубликован - Сьюзен считает его неприкосновенной реликвией.
От слов к делу, от общения - к концерту…. Очень сложно рассказывать об игре музыканта, когда участвуешь вместе с ним в творческом процессе, - а именно такими словами можно описать наше выступление. Полтора часа свободной импровизации, в которой все участники игры оказались тактичны и чутки друг к другу, а сама звуковая ткань насыщена массой нюансов - от форте к пиано, от алеаторики к свингу, от сонорных эффектов к мелодизму… Сьюзен на маленькой корейской арфе показывала чудеса - глубокие глиссандо, сменяющиеся пиццикато, будто бы сыгранные на виолончели, игра с подложенной под струны бумагой… Все это выглядело бы пустым трюкачеством, если бы не служило Музыке, - а все импровизации арфистки звучали потрясающе музыкально.
Следующий день принес новые открытия. Записываем в студии музыкального лицея диск - тем же составом, что и на концерте. Музыка, конечно, получается иная - импровизации повторить невозможно. Сьюзен играет на классической арфе, временами переходя на кайагын. После записи очередной композиции звукорежиссер Юрий Исаков разводит руками: "Откуда у вас взялась гитара?" Сьюзен улыбается: оказывается, на арфе можно сымитировать гитарное звучание, резко заглушая звук после щипка по струне. Но после прослушивания записи поразило даже не это: расположение звуков в аккордах арфы в упомянутой пьесе и вправду было близко к гитарному, а альтерации септаккордов на диатоническом по природе инструменте звучали так естественно, будто арфа изначально была создана для джаза…. Уже позже диск был сведен в формате DVD-audio - ведь, по мнению звукорежиссера, именно этот формат наиболее пригоден для издания импровизационной музыки.
Вечером того же дня провожаем Сьюзен на поезд - через четыре дня она вместе с делегацией социологов достигнет Пекина, где ей предстоит импровизировать с тамошними исполнителями на народных инструментах. Подходит поезд; трогательное прощание, слезы на глазах американки…. Через неделю получаю письмо: "Я уже дома, начала работать со своими студентами. Спасибо вам, это был пик моего путешествия - мне никогда не было так хорошо, как в России. С любовью, Сьюзен Аллен".
JAZZ.RU, Выпуск # 35 (321) - 6 октября 2005 г.

Начало в 20.00
Вход: 400 руб., студентам - 300 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда