Культурный центр ДОМ

24 декабря 2009

Музыкальные ландшафты Марка Пекарского. Strange and sacred noise.
Ансамбль Марка ПЕКАРСКОГО.

Марк Пекарский
Антон Вашуков
Дмитрий Власик
Игнатий Матюхов
Дмитрий Щёлкин

[музыка для ударных]


Джон Лютер Адамс (р. 1953)
"Странный и священный шум"
шесть пьес для квартета ударных (1991-1997)

1....Пыль в пыль...
2. Уединённые и разрушающие время волны
3. Пересечение скоростей в фазовом пространстве
4. Триадические итерационные решетки
5. Кластеры на четырёхсторонней решетке
6 ...И пыль взойдёт...

-----------------------------------------------------------------------------------

"Без шума не происходит ничего существенного.... в большинстве культур тема шума лежит в основе религиозной идеи... Музыка, в свою очередь, создает связь с этим первобытным, грозным шумом-молитвой" (Жак Аттали )

"Дай мне безмолвие, воду, надежду.
Дай мне железо, битвы, вулканы" (Пабло Неруда)

"Облака не округлые. Горы не конические. Молния не движется по прямой линии" (Бенуа Мандельброт )
----------------------------------------------------------------------------------

Моя музыка долгое время основывалась на физических, культурных и духовных ландшафтах Севера и на идеалах звуковой географии - пространство как музыка и музыка как пространство. Не так давно я начал исследовать новые аспекты отношений между музыкой и пространством, сближая звуковую географию и звуковую геометрию.
Мы часто думаем о музыке как о роде языка, которым она, конечно, вполне может являться. Но моя музыка скорее звучащий образ, нежели разговор. Меня интересуют не музыкальные идеи и риторика композиции, но одна лишь звучность, та, что остаётся ничем иным, кроме как самой собой, наполняя время и пространство живым, физическим присутствием места.
Многие годы я внимательно слушаю звуки мира природы и пытаюсь перевести то, что я слышал в собственную музыку. Вначале я был привязан к пению птиц и другим "поэтическим" сторонам звукового ландшафта. Но постепенно я обратился к более "шумным" звукам природы - океанских волн и водопадов, штормового ветра и грома, ледников, падающих в воду - к этим стихийным голосам, столь глубоко отзывающимся в человеческом разуме и духе.
Моё возрастающее очарование неистовством природы привело меня к простейшим исследованиям в области теории хаоса фрактальной геометрии и сложных объектов - недавние попытки Западной науки описать богатые структуры мира. Когда я рассматривал странную красоту фрактальных форм и процессов, моё композиторское любопытство было возбуждено. Естественно, я воображал: как могли бы звучать эти интригующие феномены?
Первое исследование этого вопроса я осуществил в "Странном и священном шуме" - масштабном цикле пьес для квартета ударных, соединяющем мою долгую страсть к звукам и образам мира природы с новым очарованием математикой динамических систем. В этой музыке я старался перевести некоторые из повторных, самоподобных форм простых линейных фракталов в звук и время, в поиске их слышимых эквивалентов.
В "Странном и священном шуме" мой интерес был не в том, чтобы оправить послание, но в том, чтобы получить его. Это не музыка общения, но музыка общности.
Шум – сложный и апериодический звук – трогает и волнует нас глубинным и таинственным образом. В те семь лет, когда я работал над этим циклом, я думал, музыка ли это вообще. Диапазон её громкости простирается от порога слышимости до порога физической боли. Она включает в себя ненормативные тембры и практически всю полноту слышимого спектра звука. Её плотные, почти статические звуковые поля, казалось бы, могут навевать скуку. Но моим пробным камнем всё время было углубление веры в могущество шума как средства преображения и откровения. "Странный и священный шум" – это торжество шума как метафора бушующего вокруг нас мира, и врата в экстатическое переживание.
В конце концов, я пришёл к тому, чтобы считать шесть частей "Странного и священного шума" не только музыкальными композициями или пьесами, сколько пространствами... пространствами слушания, переживания стихийной тайны шума.
Эти звуковые ландшафты вдохновлены композиторами (и посвящены им), исследовавшим новые и странные звуковые миры.


...Пыль в пыль... – это звуковой эквивалент Канторовой пыли (фрактальной модели поведения электрического шума), – выраженный с помощью 2 малых барабанов и 2 полевых барабанов. ...Пыль в пыль... является вольным переводом Канторова множества и Канторовой пыли в музыкальную форму. Множество Кантора начинается с линейного сегмента. Из этого сегмента удаляется третий средний, оставляя два сегмента. Из каждого оставшегося удаляется третий средний... и так до бесконечности, превращаясь в "странную пыль из точек, организованную в группы, бесконечно многие, и вместе с тем бесконечно редкие".
Первоначально рассматривавшееся как не более чем забавный математический феномен, впоследствии множество Кантора поразительным образом оказалось моделью самоподобной сущности периодического шума в электрических передачах. В электрических передачах есть периоды равномерных сигналов, перемежающиеся со вспышками шума. В этом шуме есть минутные периоды тишины. Рисунок этих сигнально-шумово-тишинных циклов, судя по всему, остаётся неизменным, независимо от длительности изучаемого отрезка времени.
В "...Пыль в пыль..." эту естественную динамическую форму я попытался воспроизвести в музыкальном времени. Звучание пьесы, в свою очередь, похоже на феномен, который оно имитирует. В конце концов, малые барабаны – наиболее типичные шумовые инструменты. Настойчивые, акцентированные фигуры прерываются периодами равномерных барабанных дробей в нюансе пианиссимо. И всё же, очевидно непрерывный звук барабанной дроби на самом деле прерывист по своей природе, скрывая внутри себя бесчисленные минутные интервалы тишины. С течением пьесы акцентированные фигуры постепенно преобразуются в ровную пыль (дробь) и затем тишину, постепенно вновь превращаясь в пыль и взрывной шум.
Название "...Пыль в пыль..." связано не только с динамикой шума, но и с участью всего, что от плоти, и бренностью всего сущего в этом мире.

Уединённые и разрушающие время волны (Джеймсу Тенни) написаны для 4 там-тамов. Они отражают естественный феномен, в котором волны различной периодичности объединяются в одну – массивную уединённую волну (солитон). Волны энергии различной периодичности движутся вместе, постепенно достигая апофеоза в мощном цунами звука.

Пересечение скоростей в фазовом пространстве (Конлону Нэнкэрроу и Питеру Гарленду) – для 6 том-томов и 4 больших барабанов – это временной канон из непрерывных ускорений и замедлений в пропорциях 7:5:3:1, смоделированный на основе нэнкэрроувского "Canon X" и гарлендовской "Медитации на громе".
Триадические итерационные решетки (Эдгару Варезу и Элвину Люсье) – для 4 сирен – пересекает расширяющееся поле восходящих и нисходящих глиссандо. Моделью пьесы является "салфетка Серпинского": Эйфелева башня, состоящая из повторяющихся и сжимающихся пирамид.
Кластеры на четырёхсторонней решетке (Мортону Фелдману) написаны для 4 маримб, 4 вибрафонов и 4 наборов оркестровых колокольчиков. Это звуковая скульптура на основе губки Менгера: загадочный четырёхугольник с бесконечной площадью поверхности и объемом, равным нулю.
...И пыль взойдёт... шестая и последняя часть "Странного и священного шума" Подобно открывающей части "...Пыль в пыль...", временная и формальная структуры этой части основаны на Канторовом множестве и Канторовой пыли. Точки пыли возникают из безмолвия, превращаясь в неумолимый повторяющийся шум.

Джон Лютер Адамс

В 1976 г. Марк Ильич Пекарский организовал первый в нашей стране и до сего дня единственный постоянно концертирующий «Ансамбль ударных инструментов».

Первое выступление Ансамбля в московском Доме ученых 6 декабря 1976 г. с восторгом было принято публикой и прессой. С тех пор Ансамбль ударных инструментов с неизменным успехом выступает у себя в стране и за рубежом, участвует в крупных фестивалях, записывается на радио и ТВ, выпускает грампластинки и компакт-диски.

В 1990–1992 гг. Ансамбль являлся штатным коллективом Всесоюзного гастрольного концертного объединения «Союзконцерт» Министерства культуры СССР. Поистине триумфальным был дебют Ансамбля в 1986 г. на берлинском фестивале 36. Berliner Festwochen. Газета Tagesspiegel назвала Ансамбль «катализатором творчества советских композиторов» и признала его «восточным конкурентом» Les Percussions de Strasbourg, – самого известного ансамбля ударных в Европе. «Сравнение их со знаменитыми Les Percussions de Strasbourg не является преувеличением, – писала швейцарская газета Neue Züriche Zeutung. – Невероятная точность и сыгранность, непринужденное обращение с поистине бесчисленным инструментарием, а также способность к стилистическому перевоплощению! Понятно, почему русские композиторы с удовольствием работают с Ансамблем Пекарского».

«Может ли музыка для ударных удерживать внимание зрителей в течение целого вечера? – Может, если речь идет о такой блестящей группе, как московский ансамбль Марка Пекарского», – это мнение рецензента газеты Berliner Morgenpost (Германия) разделяют слушатели, побывавшие на концертах Ансамбля Пекарского.

Ансамбль Марка Пекарского – участник многих церемоний, таких как открытие художественных выставок в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Государственной Третьяковской галерее, в Центральном доме художников на Крымском валу и др., открытие международных кинофестивалей в Москве и Сочи. Открытие спортивных соревнований, в том числе Чемпионата по дзюдо в Санкт-Петербурге, вручение премий «Золотая маска», «Золотой орел», «Хрустальная Турандот».

Каждое выступление Пекарского и его ансамбля является значительным событием современной культурной жизни и не обходится без премьеры нового сочинения или дебюта молодого композитора.

Ансамбль обладает эксклюзивным репертуаром (около 200 сочинений), созданным российскими и зарубежными композиторами специально для него. Основа репертуара Ансамбля – произведения, написанные специально для него. С. Губайдулина и Э. Денисов, В. Суслин и А. Шнитке, В. Мартынов и А. Кнайфель, А. Вустин и А. Раскатов – несколько поколений российских композиторов внесли свою лепту в создание уникального репертуара Ансамбля.
В процессе работы над концертными программами выступления Ансамбля ударных Пекарского превратились в своеобразные театрализованные действа. «Вы думали, что существуют четыре элемента музыки, не так ли? Мелодия, гармония, ритм и тембр? Неверно! Их пять, что наглядно показал Марк Пекарский… Добавьте театр!» – Glasgow Gerald (Шотландия).


Дмитрий Щёлкин (род. 1979) – обладатель уникального музыкального таланта, который реализуется им абсолютно нетрадиционным способом. Начав, как и большинство его молодых коллег, со службы в симфоническом оркестре, Д. Щёлкин вскоре полностью посвятил себя сольной и камерно-ансамблевой деятельности. Его музыкальные привязанности делятся в равной мере между современной и старинной музыкой, – и если в современной части он с успехом овладевает традиционным сольным репертуаром, то в сфере старинной музыки он ищет свой особый путь, коренным образом отличающийся от догм так называемой аутентики.
С инструментами ХХ-XXI века – маримбой и вибрафоном – Д. Щёлкин смело вторгается в область музыкального Ренессанса и классицизма, до того являвшейся вотчиной барочных «аутентистов» с традиционными инструментами (клавесин, лютня). Сегодня музыкант с полным основанием может составить серьезную конкуренцию этим исполнителям. Его интерпретации неизменно изобретательны, тонки, импровизационны и в то же время тщательно продуманы и исторически обоснованы.
Наряду с сольной деятельностью, Д. Щёлкин активно сотрудничает с ансамблями современной и старинной музыки. Среди них – Pratum Integrum, Студия новой музыки, Musica Viva, The Pocket Symphony.
Д. Щёлкин окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу ударных инструментов. В 2002 г. с отличием окончил Московскую консерваторию по классу ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского, Д. Щёлкин в настоящее время является аспирантом Московской консерватории и работает над диссертацией по теме «Ударные инструменты в музыке Средневековья и Возрождения».
Д. Щёлкин принимал участие в различных музыкальных фестивалях в Москве, Петербурге и других городах России, Латвии, Чехии, Испании, Бельгии, в фестивалях «Ударные дни Марка Пекарского» в Москве. В составе Ансамбля Марка Пекарского совершил гастрольную поездку по городам Сибири в рамках проекта «Возрождение гастрольной карты России» Фонда Русское Исполнительское Искусство. Является дипломантом конкурса музыкантов-исполнителей в Казани (1999). В 2000 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия).

Дмитрий Власик (род. 1981) начал заниматься музыкой с 7 лет. В 1995 г. окончил Детскую музыкальную школу им. Бетховена по классу фортепиано. Его «музыкальная история» столь же коротка, сколь и насыщена множеством интереснейших событий. Переехав в 1998 г. на постоянное жительство в Канаду, он окончил колледж Доусон в Монреале по специальности «социальная психология». Однако влечение к музыке не покидало его, и он начал брать частные уроки игры на джазовой установке.
Встреча с М. И. Пекарским во время одного из приездов Д. Власика в Москву положила начало его серьезным занятиям на ударных инструментах. В 2001 г. Д. Власик вернулся в Москву и поступил в Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных в класс ударных инструментов М. И. Пекарского. За два года он не только приобрел необходимые общемузыкальные знания, но и овладел техникой игры на совершенно новых для него инструментах – маримбе и мультиперкуссии. Окончив МССМШ им. Гнесиных в 2003 г. экстерном, Д. Власик поступил в класс ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, студентом которого является в настоящее время. Д. Власик ведет активную концертную деятельность, исполняя камерную музыку, а также является участником концертного дуэта маримбафонистов А. Дойников – Д. Власик. На его счету уже немало музыкальных премьер с самыми различными музыкальными коллективами, солистами и коллегами-студентами.
В качестве солиста он принимал участие во II Международном фестивале «Ударные дни Марка Пекарского» в Москве (2003), в фестивалях «Московская осень» (2003, 2004, 2005), в Фестивале им. Рославца и Габо в Брянске (2002, 2004) в Липецке, Краснодаре и других городах России. В 2002 г. был участником летних семинаров в Трстенице (Чехия).

Антон Вашуков (род. 1985) начал заниматься на ударных инструментах в г. Северо-Двинске, продолжив вскоре свое образование в Училище искусств в г. Петрозаводске, после окончания которого стал студентом класса ударных инструментов Петрозаводской государственной консерватории. В 2005 г. поступил в класс ансамбля ударных инструментов М. И. Пекарского на Факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, студентом которого является в настоящее время.

Начало в 20.00
Вход: 400 руб., студентам - 300 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда