Культурный центр ДОМ

10 апреля 2010

Памяти Николая ДМИТРИЕВА.
JUNK BOX TRIO (Япония)

Satoko FUJII/Сатоко ФУДЗИ - фортепиано,
Natsuki TAMURA/Натсуки ТАМУРА - труба,
John HOLLENBECK/Джон ХОЛЛЕНБЕК - ударные

[новый джаз]


Фото: Петр ГАННУШКИН/ DOWNTOWNMUSIC.NET >>

Имя японским джазовым пианисткам, как и японским джазовым трубачам - легион. От матроны Тошико Акиёси (между прочим, тещи нашего Александра Сипягина) до полюбившейся Чику Кориа Хироми. А трубачи - это и имитатор Майлза Дэйвиса Терумаса Хино и любимец нашей smooth jazz'овой публики Тайгер Окоши. Но при этом перечислении неизбежно вспоминаешь одно свойство японской культуры, которое по-английски можно было бы определить bigger than life: в витринах японских ресторанов обязательно выставляются муляжи того, что в этот день там подают. Но размером в полтора раза больше, чем сами блюда. Что-то подобное - обязательно больше, чем в натуральную величину- чувствуется и в японском джазе.На последнем "Триумфе джаза" миниатюрная японская пианистка свинговала так, как не свинговал выступавший вслед за ней Маккой Тайнер. Но она явно не очень задумывалась, соответствует ли это избранному ей стилю музыки.
И исключения, которые подтверждают правила – это два музыканта, которые не только много лет играют в одном ансамбле, но и еще являются супружеской парой: это – пианистка Сатоко Фудзи и трубач Натсуки Тамура.
В биографии Сатоко Фудзи есть одна совершенно поразительная деталь: она училась академическому фортепьяно в Токийском колледже искусств у самого декана фортепьянного факультета композитора и любителя джаза Кодзи Таку. Под его влиянием заинтересовалась импровизацией, взяла академический отпуск и через год произвела такое впечталение на своего педагога, что тот в возрасте 60 лет подал в отставку с должности декана и …полностью переключился на джаз.
А сама Cатоко Фудзи получила грант в бостонском Беркли-колледже, проучилась в нем два года, как и большинство тех, кого интересует джаз, а не карьера в поп-музыке. Но позднее продолжила обучение на другой стороне бостонской улицы Бойлстон – в Консерватории Новой Англии, где ее педагогами были двое джазменов, которые вошли в историю джаза благодаря своим экспериментам (от модальности до электроники): авангардист 1940-х - покойный Джордж Рассел и авангардный лирик 1950-х Пол Блей. Позднее, в 1999 на первом альбоме для Tzadik’a японская пианистка запишет тему Moonlight соратника Блея - Джимми Джеффри.
При всем многообразии новоджазовых интересов Сатоко Фудзи, если судить по ее дискографии, в ее творчестве все на редкость уравновешенно и продумано. Есть у нее концертный альбом Live in Japan - джаз, если не традиционный, то столь же близкий традиции, сколь, скажем, Art Ensemble of Chicago. И наоборот – основанный, скорее, на шенберговской эстетике избегания уже пройденного (или свободном потоке сознания а ля Сесил Тейлор?) секстет Past Life.И два «камерных» альбома для Tzadik’a- курьезно, но выпущенные с интервалом ровно в 10 лет: упоминавшийся первый – в 1999 году второй - на данный момент самый новый ее диск – в 2009-м.
Свое 50-летие в 2008-м году Фудзи отметила тремя албомами – биг-бэндовым Sanrei, трио с Марком Дрессером Trace a River и второй программой с трио Junk Box (John Hollenbeck - ударные и неизменный Натсуки Тамура – не только трубач и муж, но и фотограф, дизайнер и продюсер). Это трио, возможно, самый радикальный из проектов Фудзи – и приезжает в Россию.
В Junk Box мобилизуется весь арсенал своих выразительных средств: наряду с композиторски-безупречно очерченными темами и легко идентифицируемыми аккордовыми последовательностями (почти что традиционными квадратами), игра внутри рояля и расширение сонорных качеств всех инструментов за счет электроники, причем такой, которая не противостоит акустике, а развивает ее. Так, будто все, что звучит в трио, изначально присуще природе всех его трех инструментов.
Дмитрий УХОВ.

Страница Сатоко на Myspace:
ССЫЛКА >>

Начало в 20.00
Стоимость билетов в предварительной продаже 1000 руб., в день концерта - 1300 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда