Культурный центр ДОМ

12 июня 2010

Доминик ДЮВАЛЬ - контрабас (США),
Роман СТОЛЯР - фортепиано (Новосибирск)
[новый джаз]


Фото: Петр ГАННУШКИН
DOWNTOWNMUSIC.NET >>

Дуэт Доминика Дюваля (контрабас) и Романа Столяра (фортепьяно) для нашего фри-джаза – явление уникальное. В столице России, частности, за все десятилетие 21-го века не появилось ни одного сколько-нибудь значительного новоджазового проекта, а значительные международные проекты вообще остались в далеком прошлом. Реноме нашего джазового авангарда вообще продолжают поддерживать либо те, кто начинал еще чуть ли не в советские времена, либо из других мест России. Показательно уже то, что пианист, композитор, теоретик и критик Роман Столяр действует в международных масштабах из бывшего центра советского джаз-авангарда – Новосибирска и партнеров находит чаще либо в Санкт-Петербурге, либо за рубежом. Хотя Столяр фактически начинал уже в постсоветские годы, он легко нашел общий язык с первыми нашими фри-джазовыми музыкантами – от Сергея Летова до Владимира Чекасина, Владислава Макарова и даже своего земляка Сергея Беличенко, казалось, уже бесповоротно ушедшего в мэйнстрим
(New Generation Quartet, сетевой шведский лейбл Ayler records).

Выпускник новосибирской консерватории, Столяр сочиняет и электронную музыку (диск на лейбле Electroshock Records с солидной международной дистрибуцией), работает музыкальным руководителем в Новосибирском молодежном театре, пишет статьи и книги по джазовой импровизации. Ярче всего его многосторонний талант проявляется в коллективной фри-джазовой импровизации. Он сотрудничает с европейскими (Копенгаген) и американскими новоджазовыми объединениями в т.ч. с кругом своей коллеги –импровизатора и исполнителя, теоретика свободного джаза Ладонны Смит.

Но дуэт с американским контрабасистом Домиником Дювалем – это новый творческий уровень. Несмотря на французские имя/фамилию Доминик ( с ударением на первом слоге) Дюваль мог бы сказать про себя точно то же самое, что говорит про себя известный американский композитор Филип Гласс: «я из России или из Польши, это зависит от того, как в данный момент проходят границы на карте.» Между прочим, на польском лейбле NotTwo, единственном в Восточной Европе, поддерживающим новый джаз Нового света, у Дюваля несколько дисков: сольный проект и записи с европейскими музыкантами. Дюваль, как и Столяр, – тоже больше, чем просто джазмен-импровизатор. В частности, в прошлом (2009) году он перенял у трубача Херба Робертсона художественное руководство престижным новоджазовым лейблом Ruby Flowers Records. При этом Дюваль одинаково легко вписывается и в ансамбль с «польским Артом Тэйтумом» Адамом Маковичем и с создателем фри-джаза, в свои 80 лет по-прежнему остающимся в его авангарде, Сесилом Тэйлором. Собственно, вряд ли кто-то еще дольше задерживался в партнерах у Тэйлора, чем Доминик Дюваль. И их концерт в Сан Франциско (альбом the Last Dance, 2003)- такая же классика, как выступление Тэйлора с Максом Роучем и такая же современность, как его дуэт с потомственным джазменом-авангардистом и скрипачом Мэтом Манери.

Дуэт Дюваль-Столяр, уже записавший свою программу в нью-йорской студии Park West (к настоящему моменту еще не вышедшую на диске), это лед и пламень, вода и камень. Экономичный, можно сказать, суровый и немногословный в любом смысле слова, но ритмичный, как музыкант традиционного ритм-энд-блюза Дюваль – полная противоположость виртуозному восточноевропейскому неоромантизму Столяра, использующему все ресурсы рояля - от постмодернистского до-мажора Ганелина-Тарасова-Чекасина до игры pizzicato прямо на струнах и почти что цитат: от «варварского аллегро» Белы Бартока до «Вакханалии» Джона Кейджа на подготовленном рояле. Дюваль и Столяр идеально дополняют друга друга еще и в том, что оба явно больше, чем расчетливые ремесленники. Кажется, каждую композицию/импровизацию они играют как в последний раз. Недаром же, программа Дюваля с Тэйлором получила названием «Последний танец», а альбом электронной музыки Столяра- «Кредо». Интересно, как они назовут свой диск?
Дмитрий УХОВ.

Стоимость билетов в предварительной продаже 1000 руб., в день концерта - 1200 руб.





Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда