Культурный центр ДОМ

01 июля 2010

Закрытие концертного сезона в КЦ ДОМ.
ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ - АКУСТИКА

Роман СУСЛОВ - гитара, вокал,
Дмитрий ШУМИЛОВ - контрабас,
Павел КАРМАНОВ - фортепиано,
Андпей СОЛОВЬЕВ - труба

[специальная акустическая программа]


«Вежливый отказ» 1 июля закрывает сезон в Культурном Центре "Дом" очередным концертом своего камерного состава.

Когда-то, когда «Вежливый отказ» еще был «Красным насосом», кто-то из музыкантов предложил для этого своеобразного «оркестра» изящное и многообещающее определение — кружок музыкальных изысканий. С одной стороны, оно было оправдано, поскольку «Насос» тогда базировался в Доме работников просвещения Ждановского района и, по словам лидера «Отказа» Романа Суслова, был обязан играть «не молодежную, не подпольную музыку, а что-то близкое и доступное учителям того времени». Вот и пришлось им выдумывать какое-то барокко, делать аранжировки классических произведений. С другой стороны, определение это, возможно, определило подход музыкантов к собственному творчеству на многие годы вперед. «Отказ» именно что занимается музыкальными изысканиями. И, похоже, сейчас это в очередной раз стало очень отчетливо видно и слышно, поскольку группа помимо успешных выступлений полного (Гоголь, Икра) и расширенного (Nichtzusammen) составов вновь обратилась к камерному музицированию.

Смены и усечения состава от концерта к концерту для «Вежливого отказа» не впервой, но раньше это, все-таки, объяснялось в первую очередь занятостью или болезнью кого-то из участников. Теперь же речь идет о принципиально новом звучании — без барабанов и с лишь одним из двух (труба, скрипка) солирующих инструментов. Первое воплощение эта программа получила в ДОМе в конце февраля, в рамках фестиваля Владимира Мартынова. Формат фестиваля и самого ДОМа и стал причиной для появления квартета — гитара (Роман Суслов), контрабас (Дмитрий Шумилов), рояль (Павел Карманов), скрипка (Сергей Рыженко). В качестве дополнительных красок возможно появление флейты (Карманов) или духового аккордеона (Рыженко). Правда, раньше «Отказ» не раз играл в ДОМе большим составом, но, по словам Романа Суслова, это был своего рода компромисс и результат не всегда оказывался удачным.

Программа, запечатленная на свежайшем альбоме группы, «Гуси-лебеди», первоначально обкатывалась как раз без ударных, дома у клавишника Павла Карманова. Суслов признается, что его тогда порадовал получившийся звук, порадовали «чистота, прозрачность, доступность». Стало понятно, что к этому варианту звучания можно вернуться, когда программа будет разучена.

Еще в 1990-е годы, выступая в маленьких московских клубах, «Отказ» пробовал сжиматься до трио без ударных. Но в то время общий уровень музыкальной подготовки, по мнению Суслова, недотягивал: «Малые составы требуют более тщательной проработки, более тщательной отрепетированности, сделанности. Сейчас у нас такое состояние, что мы можем себе это позволить».

Но даже сейчас, несмотря на то, что уровень музыкантов явно вырос, музыканты ощущают, что делать эту камерную программу сложно. Вот как это объясняет Суслов: «При исполнении малым составом существует чисто психологический барьер, который нужно преодолеть. На каждого исполнителя ложится больше ответственности: нельзя ни за кого спрятаться, нет никакого фона, нет шума, нет барабанов, которые многое скрывают и вроде как задают ритмическую канву. Люди боятся сложности, им сложно отказаться от привычного звучания, от привычной манеры, проще действовать по инерции. Я и себя часто ловлю на том, что мне нелегко бывает перестроиться и взять на себя эту игру в пустоте, жесткое оторванное солирование. Но поскольку у меня за плечами деревенский быт, то появился и какой-то уже наработанный собственный вес и ощущение правильности того, что я делаю. Потому и хватает смелости».

Суслов не только ничего принципиально не менял в партиях, но даже не производил для камерной программы никакого жесткого отбора песен — практически все они могут прозвучать в исполнении квартета. «Важно просто поменять взгляд, нужен другой ракурс». Действительно, хотя, казалось бы, формально ничего, кроме вычета двух инструментов и смены некоторых аранжировок, не изменилось, песни слушаются совершенно иначе. Каждая партия теперь приобретает особую значимость, становится более понятной в контексте общего музыкального построения, более наглядной, более глубокой.

Теперь программа, сделанная в этом другом ракурсе, уже обкатана квартетом Суслов – Карманов – Шумилов – Рыженко, и стали допустимы некоторые перестановки состава. Так, в ДОМе 1 июля солирующим инструментом станет не скрипка (Сергей Рыженко), а труба (Андрей Соловьев). А возможно еще и трио – вообще без солирующих инструментов; или – дуэт гитара-рояль. На достигнутом сегодня уровне музицирования участники «Вежливого отказа», похоже, готовы и к таким экспериментам.

Григорий Дурново, май-июнь 2010

Начало в 20.00
Стоимость билетов в предварительной продаже - 500 руб.,
в день концерта - 600 руб., студентам - 500 руб.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда