Культурный центр ДОМ

15 декабря 2001

ХОЛОДНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА - Фестиваль новой американской музыки
Камерные исполнители Сиэттла
Seattle Chamber Players

Лори ДеЛЮКА (кларнет),
Пол ТОБ (флейта),
Михаил ШМИДТ (скрипка),
Дэвид САБИ (виолончель),
Мэфью КОСМИРОСКИ (ударные)
Стивен ДРУРИ, фортепиано
Сэра КОБУРН, сопрано
Галина ЖУКОВСКАЯ, сопрано

[камерная альтернатива]

Ансамбль "КАМЕРНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ СИЭТЛА" (Seattle Chamber Players) был создан в 1989 году специально для исполнения произведений современной мировой музыкальной культуры. Ежегодные серии концертов, проводящиеся ансамблем, включают музыку разных жанров и направлений, в том числе авангардную, джазовую, этническую и экспериментальную. Ансамбль испытывает особый интерес к русской музыке ХХ столетия и является организатором крупного фестиваля современной русской музыки "Ломая льды: новая музыка из России" и международной конференции по русской музыке "Российские Ассоциации современной музыки: прошлое и настоящее", которые состоятся в феврале 2002 года в Сиэтле.

В репертуаре ансамбля - сочинения едва ли не всех корифеев современной музыки (А. Шенберга, Б. Бартока, Л. Берио, К. Дебюсси, З. Кодаи, И. Стравинского, Д. Шостаковича и др.), а также произведения многих композиторов более молодых поколений из разных стран. Ансамбль исполнял премьеры сочинений Д. Зорна, Р. Вали, В. Хорвица, а также готовится исполнить специально для него написанную пьесу В. Екимовского "Бирюльки". В состав ансамбля входят четыре участника: кларнетистка Лори ДеЛюка, флейтист Пол Тоб, скрипач Михаил Шмидт и виолончелист Дэвид Саби. Ансамбль работает с приглашенными солистами, в числе которых Д. Зорн, Ф. Ржевски, Ф. Али-Заде и др. В московских концертах ансамбль будет выступать с пианистом Стивеном Друри, блистательной молодой певицей Сарой Кобурн, недавно ставшей лауреатом прослушиваний 2001 года в Метрополитен опере в Нью-Йорке, и с исполнителем на ударных инструментах Мэфью Космироски.

Джон Зорн:
"Музыка для детей"
"Карни"
"Кол Нидре"
"Химеры" для двух сопрано, фортепиано, флейты, кларнета, скрипки, виолончели и ударных
Пол Элвуд: "Дом Стэнли Кубрика в горах" для сопрано, банджо и камерного ансамбля

Комментарии к новым сочинениям:
П. Элвуд "Дом Стэнли Кубрика в горах" (2001).

Пьеса посвящена памяти Джона Хартфорда, одного из самых замечательных музыкантов стиля блюграсс, оказавшего сильное влияние на становление Пола Элвуда как музыканта и композитора. Название пьесы возникло в одной из прогулок композитора по горам Северной Каролины, где он неожиданно наткнулся на полуразрушенную хижину и представил, что в ней мог проводить свое детство любимый кинорежиссер композитора.

Пьеса выстроена хронометрически пропорционально фильму Кубрика "2001: космическая Одиссея". Камерные фрагменты, основанные на аппалачских народных мелодиях, сопоставляются в пьесе с народными скрипичными наигрышами, представляя два мира, в которых живет Элвуд. Певица передает мечты композитора, а также тексты и мелодии, данные ему Джоном Хартфордом. В пьесе также использованы в качестве текста заметки матери композитора Мэри Элвуд об астрономических явлениях, перекликающиеся с моментами из фильма Кубрика.

Д. Зорн "Химеры" (2001).

Химера в греческой мифологии - это дышащее огнем чудовище женского рода с головой льва, телом козы и ногами дракона. С 16 века химерой называется некий нереальный плод воображения.

Возможно, Джон Зорн в своей последней композиции имеет в виду всю химеру современной академической музыки. По инструментовке и структуре пьеса "отражает" "Лунный Пьеро" Шенберга: каждая из 12 частей (вместо 21 части у Шенберга) написана для нового сочетания инструментов, общий состав которых лишь немного отличается от состава источника. Вместо шенберговского Sprechstimme Зорн предлагает двум певицам петь вокализы без слов, трактуя их партии в качестве чисто инструментальных линий. При этом партии сопрано и всех инструменталистов чрезвычайно сложны и находятся на грани исполнимого с точки зрения диапазонов, ритмики и динамики.

В каждой из двенадцати частей Зорн использует только одиннадцать высот, исключая одну - каждый раз новую - ноту из партитуры той или иной части и создавая тем самым своеобразный "антисериализм". При этом звуковой облик пьесы в целом - сугубо импровизационный, вопреки детально выписанным партиям и иллюзии композиторской техники, базирующейся на математических подсчетах. Каждая часть вносит свою эмоциональную окраску, формируя излюбленный Зорном квази-коллажный стиль коротких "блоков".

Что же является химерами в этом произведении? Неиспользованные высоты? Таинственные звуки ударных? Несостоявшийся сериализм, переросший в алеаторику? Все монструозное и далекое от реальных нужд чудовище строго организованной академической музыки ХХ века, которую невозможно точно исполнить? Или попытка Зорна "притвориться" академическим композитором? Возможно, все сразу. Как бы то ни было, "Химеры" являются неотразимо привлекательной пьесой - таинственной, эмоциональной и чарующей.

Джон Зорн уже полтора десятилетия является символом современной американской музыки. Выходец из нью-йоркского Даунтауна, джазовый саксофонист и блистательный авангардный импровизатор, Зорн постепенно завоевал прочные позиции и в мире "академической" музыки. Объединяя традиции джаза, рока, академической и импровизационной стихий, Зорн создал неповторимый стиль, балансирующий на грани серьезного и шутовского, возвышенного и непристойного, настоящего и поддельного. Имея колоссальный слуховой и исполнительский опыт, Зорн не стремится синтезировать воспринятое, а, напротив, тяготеет к разобщению отдельных подчас несовместимых элементов в рамках единого временного пространства. Техника в его сочинениях перерастает традиционную полистилистику, имеющую тенденцию объединять несопоставимое под тем или иным предлогом. В "игровой" технике Зорна главное - именно играть стилями, не навязывая глубокомысленные выводы относительно их похожести, разности или возможности сливаться воедино. Поэтому во всех его сочинениях перепады настроений, фактуры, динамики, регистров и прочих музыкальных параметров воспринимаются именно как игра - с материалом, с исполнителями, со слушателями.

Стилистически классифицировать наследие Зорна непросто. Помимо "игровых", скомпонованных из отдельных блоков, сочинений, Зорн создает полностью импровизационные, никак не конкретизированные артефакты - за исключением инструкций относительно действий той или иной группы музыкантов (самое первое из них - "Кобра" - стало символическим названием целой группы аналогичных произведений в открытой форме, продолжающих традиции американского экспериментаторского авангарда). Будучи автором музыки ко многим кинофильмам и мультфильмам, Зорн также руководит несколькими весьма разными ансамблями, импровизирующими под его руководством музыку от панк-рока до бытовой музыки еврейской диаспоры - клезмеров. Созданный им фри-джазово-клезмерский квартет "Масада", импровизации которого окрашены колоритом зорновской "игры", породил бесчисленное количество поклонников и последователей. Зорн обращается и к "классическому" типу сочинительства, тщательно прорабатывая и записывая свои "серьезные" и чрезвычайно сложные для исполнения произведения в традиционной нотной записи.



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда