|
Культурный центр ДОМ 23 января 2002
КОНТЕКСТ препремьера фильма Алексея ХАНЮТИНА на сцене Андрей БАРТЕНЕВ, Павел КАРМАНОВ, Александр ПЕПЕЛЯЕВ и группа АЕС
[новое кино и перформанс] авторы сценария Андрей ЗОРИН, Алексей ХАНЮТИН режиссер Алексей ХАНЮТИН музыка Павла КАРМАНОВА второй режиссер Владимир МОСС главный оператор Евгений КОКУСЕВ операторы Анатолий РУДАКОВ, Сергей СЕЛИВАНОВ звукорежиссер Николай СМИРНОВ ассистент оператора Дмитрий РУДАКОВ ассистент по монтажу Павел ХАНЮТИН компьютерная графика Алексей ВАСИЛЕЦ продюсер Екатерина МЕЛИКСЕТОВА производство киностудии «ПАРАЛЛАКС» при поддержке Фонда Форда и содействии АНО «Интерньюс»У всякого нормального человека словосочетание «культурный контекст», как правило, вызывает ассоциации с чем-то абстрактно-академическим, относящимся к сфере далекого от практической жизни «ведения» и «знания». Между тем, для российской культуры рубежа ХХ и ХХI столетий проблема культурного контекста относится к категории проблем сугубо практических, жизненно важных. Культурный контекст сегодня - это не мирный ландшафт, на фоне которого можно спокойно и неторопливо возделывать свою делянку. Это жесткая конкурентная среда, это рынок, все места на котором уже давно заняты. Десятилетия культурной изоляции породили в среде художественной интеллигенции немало мифов и иллюзий. Чем больше свирепствовала цензура, чем больше государство «заботилось» о художнике, тем более укреплялся он в сознании свой значимости, избранности, своей особой миссии. Сидя на прокуренной московской или питерской кухне, он мог ощущать себя в центре событий. И эти претензии имели свой резон. Всякий, пусть даже слабый и не вполне благозвучный звук, доносившийся из-за железного занавеса, привлекал пристальное внимание. Диссидентство было важной составляющей общественного признания и в родных палестинах, и на Западе. Падение железного занавеса резко изменило привычную картину. Художник оказался брошенным на произвол судьбы. Он перестал быть интересен как собственному государству, так его прежним идеологическим противникам. Музыка, кино, живопись отечественного производства оказались таким же неходовым товаром, как российские трактора и комбайны. Понятие конкурентоспособность – стало актуальным не только для российского бизнеса, но и для российской культуры. Герои фильма «КОНТЕКСТ» работают в самых разных сферах и жанрах contemporary art. Главное, что объединяет композитора-минималиста Павла Карманова и балетмейстера Александра Пепеляева, создателя хэппенингов Андрея Бартенева и художников-концептуалистов из группы АЭС - это общее стремление вписаться в контекст европейской культуры, занять свою нишу на мировом арт-рынке. У каждого из них есть своя выстраданная стратегия выживания. Кто-то терпеливо ждет, уповая на мудрость любимого классика – «сами придут и все дадут». Кто-то целенаправленно «пиарит» себя на фестивальных тусовках и вернисажах. Одни делают ставку на Запад, чутко ловят последние тенденции и веяния мирового арт-рынка. Другие надеются создать некую локальную ситуацию на мало приспособленной для contemporary art российской почве. Но как бы ни «позиционировали» себя герои фильма на художественном рынке, все они в большей или меньшей степени подвержены рефлексии. Почему мы никому не нужны, почему так мало успешных международных карьер? Что произошло с нашим искусством, внезапно оказавшимся на обочине мирового культурного процесса? С чем мы выходим на мировой арт-рынок? В чем наша творческая идентичность? Кто мы? Куда идем?.. Хотя размышления и прогнозы художников по большей части глубоко пессимистичны («У нас нет будущего в этой стране!»), общая атмосфера фильма далека от уныния и безнадежности. Надо полагать, авторы «Контекста» солидарны с Д.А.Приговым, который, выступая в роли guest-star, как всегда расставил все точки над и: «В общем, нет ничего ни трагического, ни запредельного. Просто раньше было хорошо, когда ты знал, что как бы - где главный коммунист сидит? В Москве. Где лучший социализм? В Москве. Где лучший, так сказать, боец против социализма и коммунизма? В Москве. А сейчас - где самый главный финансист сидит? В Нью-Йорке. Где самый главный художник сидит? В Нью-Йорке. Где самый главный империалист сидит? В Нью-Йорке. Раньше было в Москве ощущение, что ты не совпадаешь с Западом, но есть свое главное, и ты к этому главному причастен, а сейчас оказывается, что ты причастен к вторичному».
|
|
|
|
|