![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Культурный центр ДОМ24 октября 2002Прохладная Альтернатива - Фестиваль новой американской музыки Хифер О’ДОННЕЛЛ, (фортепиано) исполняет музыку Тристана МЮРАЙ, Сиднея КОРБЕТТА, Мортона ФЕЛДМАНА, Оливера ШНЕЛЛЕРА и Джона АДАМСА / Ансамбль OPUS POSTH исполняет музыку Пола ДРЕШЕРА, Дэвида Карла ГОММПЕРА и Владимира МАРТЫНОВА [новая академическая музыка] 1 отделение Хифер О’Доннелл, фортепиано Тристан Мюрай “Мандрагора” (1993)
Тристан Мюрай (1947) учился в Парижской консерватории под руководством Оливье Мессиана. С 1997 года живет в Нью-Йорке. “Мандрагора” (1993) Под виселицей растет мандрагора. Мандрагора – это средиземноморское растение, по преданию растущее под виселицами убийц. Полагают, что его корни в форме гомункула испускают визги и ужасные стоны, когда их отрывают от земли. Сидней Корбетт (1940) родился в Чикаго и в 1985 году переехал в Гамбург, где обучался у Дьердя Лигети. ““Фортепианные открытки ко дню св.Валентина” - это открытки в потусторонний мир, короткие пьесы в две страницы , написанные в память тех, кто по той или иной причине были важны для меня. По железному правилу эти короткие сочинения должны иметь длину максимум в две страницы” (С.Корбетт). Мортон Фелдман (1926-1987) учился у русской пианистки мадам Пресс, которая в свое время общалась со Скрябиным и Бузони и обучала музыке царских детей. Позже он брал уроки у Стивена Волпе. В 1949 году Фелдман познакомился с Джоном Кейджем и художниками-абстракционистами, и общение с ними перевернуло его творческую жизнь. Их союз оказался решающим фактором для формирования американской авангардной среды 1950-1960 годов и оказал чрезвычайное влияние на все последующие поколения американских музыкантов и художников. С 1973 года Фелдман был профессором университета штата Нью-Йорк в Баффало. “Расширение №3” (1953) Применяя свое характерное обозначение “играть как можно тише”, Фелдман исследует границы между звуком и тишиной, действием и неподвижностью, вариациями и повторениями. Его звуки сочленены столь мягко, что они замирают задолго до того, когда это указано в нотации. Эта нежная, разреженная пьеса временами полагается на трансообразную мантру повторяемого материала, а иногда – на новые удивляющие и даже изумляющие ритмические и динамические элементы. Оливер Шнеллер (1966) родился в Кельне и в настоящее время живет в Нью-Йорке. Джон Адамс (1947) - композитор, дирижер и кларнетист. Один из самых популярных американских композиторов-постминималистов, Адамс создал несколько опер, десятки симфонических произведений (многие из них – в сотрудничестве с симфоническим оркестром Сан-Франциско, где он живет), а также камерные и вокальные сочинения. Он говорит о своей музыке: “Многое [в ней] имеет дело с моим отношением к тональностям. Я – тональный композитор. Меня интересует соотношение тональностей и огромная эмоциональная сила, которая вносится модуляцией”. Автор считает “Фригийские гейты” (1977-1978) своим первым опусом, первым проявлением его зрелого музыкального языка как сторонника минимализма “во втором поколении”. «Гейт» (буквально «ворота», термин из области музыкальной электроники) – в данном случае это точка резкого перехода в другую тональность или лад. 25-минутная пьеса поочередно развивает лидийский и фригийский лады. 2 отделение Opus Posth Пол Дрешер “Casa Vecchia” Ансамбль "Opus Posth" был создан в 1999 году для воплощения концепции композитора Владимира Мартынова, которая объясняет как название ансамбля, так и современную культурную ситуацию в целом. Владимир Мартынов полагает, что потенциал музыки, созданной композиторами ("OPUS-music"), исчерпан. "OPUS-POSTH" музыка следует за ней и заменяет ее. Участники ансамбля пытаются создать новую музыкальную ситуацию, работая с не-композиторскими традициями (архаический фольклор, григорианские и византийские песнопения) на основе последних композиционных техник (репетитивность, новая простота) и в сочетании с архетипом европейского звучания струнного ансамбля XVIII-XIX веков. Музыканты привносят ритуальность сакральной музыки в не-ритуальное пространство светского концерта. В результате рождается новое взаимодействие между происходящим на сцене и слушателями, которые не являются более простыми реципиентами, а трансформируются в участников ритуала. Ансамбль вносит в свои выступления элементы театра, изобразительного искусства и поэзии. Биографические сведения о Поле Дрешере см. в программе его авторского концерта 27 октября. Авторский комментарий: Пьеса “Casa Vecchia” (1982) была заказана Кронос квартетом и сочинена в маленькой деревушке на западном берегу Тосканы в Италии. В этом сочинении легко увидеть начальные шаги по нескольким направлениям, в которых с тех пор развивалось мое творчество. В то время как каждый отдельно взятый момент сочинения сугубо диатоничен, от части к части в нем прослеживается эволюционное развитие гармонии – параметра, использования которого я сознательно избегал в течение нескольких лет, предпочитая исследовать ритм и тембр в качестве основных ресурсов развития. В последней части я решил ускорить частоту перемены гармонического движения, так что то, что ранее происходило за две-четыре минуты, под конец спрессовалось до половины такта в быстром темпе. Любопытно, что это «сжатие» создает иллюзию того, что гармонический язык перестал быть строго диатоническим. Биографические сведения о Дэвиде Гомппере см. в программе его авторского концерта 25 октября. «Перевертыш» для струнного ансамбля – это «игровой» показ трех изначальных идей и их трансформаций в процессе того, как они «переворачиваются»: меняются местами их регистры (высокий на низкий), инструменты (скрипка на контрабас), чередуется динамика (громкая и тихая), тембры (arco и pizzicato) и метры; переставляются высоты – гармонически и мелодически - и в конце концов все «переворачивается» с сильно задержанными и расширенными эмоциональными вспышками. Владимир Мартынов (1946) закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского в 1971 году. В его первых крупных сочинениях была использована сериальная техника. В 1973 году он начал работать в электронной студии музея им. Скрябина, в котором встречались ведущие представители русского музыкального авангарда (такие как Э.Денисов, С. Губайдулина, А. Шнитке и другие). Мартынов принимал активное участие в сформированной в студии рок-группе «Бумеранг». Для этой группы он написал рок-оперу «Серафические видения св. Франциска Ассизского» (1978). В то же время, параллельно Арво Пярту и Валентину Сильвестрову, он разрабатывал возможности минимализма. |
|
|
![]()
Интро
Персоналии
Институции
Проекты
Издание CD
Пресса
Контакты
Подписка
Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru |
|
|