Культурный центр ДОМ

01 октября 2005

АЙНЕ КЛЯЙНЕ ФРОЙНД
2-й международный фестиваль Николая ДМИТРИЕВА
ДЛИННЫЕ РУКИ – 2

1отд.
Дуэт Хан БЕННИНК – Миша МЕНГЕЛЬБЕРГ (Нидерланды)
Han Bennink – ударные
Misha Mengelberg – фортепиано

2 отд.
Трио Марино ПЛИАКАС – Михаэль ВЕРТМЮЛЛЕР – K.K.NULL (Швейцария – Германия – Япония)
Marino Pliakas – гитара
Michael Wertmueller – ударные
K.K.NULL – электроника

центр ДОМ,
начало в 19.30

Стоимость билетов:
400 рублей,
для студентов – 300 рублей

[импровизационная музыка]


Хан БЕННИНК (Han Bennink) - Нидерланды

В мире джаза, ориентируемом на специализацию, сейчас уже немодно быть столь многогранным исполнителем как Хан Беннинк. Беннинк - один из редких музыкантов, чьи способности и интересы простираются на весь спектр музыки, от Диксиленда до фри-джаза. Его игра абсолютно убедительна, его чувствование музыки сильно и его техника безупречна. Он обладает необходимыми качествами фри-джазового виртуоза – потрясающей способностью к творческому взаимодействию, быстрой реакцией и уникальным слухом, мгновенно улавливающим малейшие контрасты. То, что делает Беннинка особенным – это декларируемая им любовь к музыке, любовь, которая заставляет его разрушать картонные стены, которые слишком часто разделяют различные школы джаза.
Барабанщик и мультиинструменталист Хан Беннинк родился в пригороде Амстердама в 1942 году. Он начал играть на барабанах, будучи подростком и под влиянием его отца, перкуссиониста оркестра. Его первым ударным инструментом был кухонный стул. Позже отец снабжал его более подходящим оборудованием, но Хан до сих пор не потерял интереса к процессу извлечения звуков из малоподходящих объектов, которые он находит за кулисами на концертах. Он все еще очень любит играть на стульях.
В Голландии в 1960-ых Беннинк быстро получил признание как необыкновенно универсальный барабанщик. Он аккомпанировал американским джазовым звездам, таким как Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Бен Вебстер (Ben Webster), Вес Монтгомери (Wes Montgomery), Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Эрик Долфи (Eric Dolphy) и Декстер Гордон (Dexter Gordon). Его можно услышать с Гордоном на альбоме 1969 "Live at Amsterdam Paradiso" и с Долфи на альбоме 1964 "Last Date". В 1966 Беннинк играл на Newport Jazz Festival (США) с квартетом Миши Менгельберга.
В то же самое время Хан Беннинк принимал участие в создании европейской импровизационной музыки, которая как раз тогда начала развиваться и отделяться от своих джазовых корней. С поддерживающими его голландскими музыкантами-новаторами пианистом Мишой Менгельбергом (Misha Mengelberg) и саксофонистом Виллемом Бреукером (Willem Breuker) он основал в 1967 году музыкальный коллектив Instant Composers Pool - некоммерческую организацию, которая намеревалась продвигать голландский джазовый авангард. Также время от времени Беннинк присоединялся к различным группам Менгельберга и Бреукера и появлялся в их комических музыкально-театральных постановках.
С конца 1960-ых и в течение 70-ых Беннинк часто сотрудничал с датскими, немецкими, английскими и бельгийскими музыкантами, особенно с саксофонистами Джоном Чикэ (John Tchicai) и Питером Брецманом (Peter Brötzmann), гитаристом Дереком Бэйли (Derek Bailey) и пианистом Фредом Ван Хоувом (Fred van Hove). Беннинк, Брецман и Ван Хоув объединились в трио, которое существует уже длительное время и записывается на FMP Records. Там Беннинк продемонстрировал свой талант мультиинструменталиста, играя на кларнете, тромбоне, саксофоне и многих других инструментах.

С 1988 по 1998 главным проектом Беннинка было Trio Clusone с саксофонистом и кларнетистом Майклом Муром (Michael Moore) и виолончелистом Эрнстом Райджзегером (Ernst Reijseger). Эта группа характеризовалась своими вольными интерпретациями джазовых стандартов, широкой импровизацией и нежными балладами. Трио Clusone выступало в Европе, Северной Америке, Западной Африке, Китае, Вьетнаме и Австралии и записало пять компакт-дисков для Gramavision, hat Art and Ramboy.
В 1960-е Беннинк посещал художественную школу, а также был успешным визуальным художником в нескольких СМИ, часто делая объекты из случайно найденных предметов, которыми могли оказаться, например, сломанные детали барабанов или барабанные палочки. Он делал дизайн обложек для многих LP and CD, на которых сам появлялся, устроил несколько персональных показов, один из которых состоялся в музее Gemeente в Гааге в 1995. Его работы представлены в Галерее Espace в Амстердаме.
В настоящее время Хана Беннинка часто можно услышать с квартетом тенор-саксофониста Тобиаса Делиуса (Tobias Delius) и в составе трио с пианистом Кором Фулером (Cor Fuhler) и басистом Вильбертом де Жудом (Wilbert de Joode). Он все еще время от времени сотрудничает с такими джазовыми светилами, как Джонни Гриффин (Johnny Griffin), Вон Фримен (Von Freeman) и Рей Андерсон (Ray Anderson).
Заметная особенность музыкальной жизни Беннинка с 1960-ых –спонтанные выступления в дуэтах с музыкантами разных стран и музыкальных жанров; в 90-ых он сделал запись в дуэте с пианистами Мишей Менгельбергом, Ирэн Швайзер и Миррой Мелфорд, гитаристом Юджином Чадборном, трубачом Дейвом Дугласом и саксофонистом Эллери Эскелином.


Миша МЕНГЕЛЬБЕРГ (Misha Mengelberg) - Нидерланды

Пианист Миша Менгельберг, лидер голландского ансамбля ICP Orchestra, известен своей ролью в развитии новой музыки, которая начала возникать в Нидерландах под влиянием джаза в 1960-ых. Менгельберг начал заниматься импровизацией в 60-ые и, благодаря его совершенному, отличительному стилю, стал считаться одним из главных джазовых пианистов. Несмотря на успешную карьеру, которая начала складываться еще до его работы над альбомом Эрика Долфи Last Date и продолжалась в течение многих последующих десятилетий, имя Миши Менгельберга известно не только среди любителей авангардного джаза, но и среди поклонников джаза вообще.
Миша Менгельберг родился в 1935 в Киеве в музыкальной семье - его мать была арфисткой, отец - известным пианистом и дирижером. Когда политический климат вокруг них стал откровенно враждебным, семья эмигрировала в Амстердам, где он и сегодня живет и преподает в Консерватории Sweelinck. Миша написал свою первую пьесу для фортепьяно в четыре года и с тех пор много сочинил в области джаза и классики. Влияние на него оказали джазовые пианисты Телониус Монк (Thelonious Monk) и Эрби Николс (Herbie Nichols), композитор Джон Кейдж, чьи лекции он слушал в Дармштадте в 1958, и абсурдно-художественное движение Fluxus, с которым он взаимодействовал в 1960-ых.
Менгельберг закончил Королевскую Консерваторию в Гааге в 1964. В тот же год он принял участие в записи альбома Эрика Долфи "Last Date". На этом альбоме также появляется барабанщик Хан Беннинк, с которым Миша до сих пор играет в дуэте.
В 1966 квартет Менгельберга (The Misja Mengelberg Quartet) появился на Ньюпортском Джазовом Фестивале в США. В следующем году Менгельберг, Беннинк и Виллем Бреукер (Willem Breuker) основали Instant Composers Pool, поворотный пункт в развитии независимой голландской импровизационной музыки, который ориентировался на джаз, но не ограничивал себя каким-то определенным стилем или эстетикой. В начале 70-ых произошел раскол в ICP, часть музыкантов остались с Менгельбергом (the ICP Orchestra), а часть с Бреукером (Willem Breuker Kollektief).
За десятилетия Менгельберг сотрудничал со многими лучшими исполнителями европейского авангарда и американского фри-джаза. Он был участником голландской группы, которая играла с Сесилом Тэйлором в 1967 (в то же самое время он участвовал в абсурдистском театре музыки), играл с ведущими британскими, немецкими и другими европейскими исполнителями. В 1970-ых Менгельберг работал арт-директором объединения STEIM (Studio for Electro-Instrumental Music), служил первым председателем голландского союза музыкантов-импровизаторов BIM и начал руководить Instant Composer's Pool Orchestra, который был и остается одним из лучших творческих джазовых оркестров в течение трех десятилетий.
В 80-ых Менгельберг представил много музыкально-театральных проектов, исследуя музыку Эрби Николса, Телениуса Монка и Дюка Эллингтона. Наряду с Бреукером, он сыграл значительную роль в создании голландского "музыкального театра", который включал большие дозы абсурда и музыкальной и театральной импровизации.
В настоящее время Менгельберг продолжает руководить Оркестром ICP, в котором играют лучшие музыканты Голландии: барабанщик Хан Беннинк, духовики Аб Баарс и Майкл Мур, тромбонист Уолтер Вирбос, виолончелист Тристан Хонсинджер и басист Эрнст Глерум. Эта группа служит центром воплощения и реализации всех интересов Менгельберга: композиция, импровизация и музыкальный театр.

Марино ПЛИАКАС (Marino Pliakas) - Швейцария

Гражданин Греции и Швейцарии, Марино Плиакас родился в 1964 году. Обучался игре на классической гитаре в Цюрихской консерватории, и, одновременно, истории в Цюрихском Университете. Известный исполнитель в области новой музыки, фри-джаза/импровизации, рока, перформанса. Впервые выступал в России на шестом фестивале SKIF в составе группы Steamboat, помимо которой играет и играл с импровизационным струнным квартетом Die Firma, Стефаном Виттвером (SLUDGE 2000/3000), Джимом О'Рурком (Jim O'Rourke), Нельсом Клайном (Nels Cline), Кеном Вандермарком (Ken Vandermark), Лари Полански (Larry Polansky), Дэвидом Драмом (David Dramm), Джином Коулменом (Gene Coleman), Аланом Уилкинсоном (Alan Wilkinson), Стивом Ноублем (Steve Noble) и многими другими деятелями авангарда.

Михаэль ВЕРТМЮЛЛЕР (Michael Wertmueller) – Швейцария-Германия

Современный швейцарский композитор, проживающий в Берлине с 1996 года. Участник группы "Massaker" (вместе с сыном Питера Бретцмана – Каспаром), дуэта "Werther/Wittwer" со Стефаном Виттвером и группы "Alboth!". Он же - один из самых громогласных и задиристых импровизационных барабанщиков мира. Используя двойную педаль и, практически, стандартную ударную установку, он извлекает из нее почти немыслимую музыкальную волну, энергию, способную заживо заворожить и приручить самого искушенного слушателя. Со штирнеровским эгоизмом его ритмы внедряются в любую импровизационную схему, жестко, но без деструкции, не ломая, а оттачивая и определяя границы «крикливого» фри-джаза. Остается только жалеть, что каждый, кто услышит Михаэля, еще год по прошествии концерта будет с трудом воспринимать звучание других, невертмюллеровских барабанов.


Кей Кей НУЛЛ (KK.Null) - Япония

KK.Null (KAZUYUKI KISHINO) родился 13 сентября 1961 в Токио. Композитор, гитарист, певец, электронщик и барабанщик. Учился у танцора буто Мина Танаки (Min Tanaka), посещал его семинары в 1981 году, тогда же начал музыкальную карьеру гитариста-импровизатора, играя в клубах и галереях Токио.

KK.NULL получил международное признание благодаря своим сольным проектам и работе в "прогрессивном hardcore трио" ZENI GEVA, образованном в 1987 году. ZENI GEVA работало со Стивом Албини (Steve Albini), выпустило больше 10 альбомов, записывалось дважды для JOHN PEEL SESSION на Би-би-си, совершило 4 тура по Европе, 5 раз гастролировало в США, дважды в Австралии и в Новой Зеландии, сыграло больше 300 живых концертов.

Все это время KK.NULL продолжал заниматься своей сольной карьерой и сотрудничал с другими музыкантами-новаторами, такими как Стив Албини (Steve Albini), Джон Зорн (John Zorn), Фред Фрит (Fred Frith), Джеймс Плоткин (James Plotkin), Кейджи Хаино (Keiji Haino), Сеичи Ямамото (Seichi Yamamoto), Отомо Йошихиде (Otomo Yoshihide), Джон Роуз (Jon Rose), Ату Танака (Atau Tanaka), Збигнев Карковски (Zbigniew Karkowski), Филипп Самартис (Philip Samartzis), Дэвид Браун (David Brown) и другими.

KK.NULL принимал участие в мировых турне таких групп, как SONIC YOUTH и MIKE PATTON (ex-FAITH NO MORE). Он выступал на международных фестивалях "Hyperstrings" (Австрия), "What is music?" (Австралия), "Beyond Music and Sound" (США), "Beyond Innocence" (Япония), "Exiles" (Германия), "Sonar" (Испания), "International Sound Art Festival" (Мексика), "X-peripheria" (Венгрия), "Avanto Helsinki Media Art Festival" (Финляндия) и на Международном фестивале Сергея Курехина (SKIF-6) в Санкт-Петербурге и Москве. Его новый проект MONSTER DVD был приглашен на фестиваль "Batofar Cherche... Tokyo" в Париже.

За свою 20-летнюю музыкальную карьеру KK.NULL выпустил больше 100 альбомов, включая записи с группами и сотрудничество с другими музыкантами.

Ознакомительный отрывок дуэт Хан Беннинк-Миша Менгельберг

ознакомительный отрывок (формат mp3, 5.17 Мб)
фотографии полиграфического качества: [1]



Интро Персоналии Институции Проекты Издание CD Пресса Контакты Подписка Ссылки
(C) 2004 Девоцио Модерна, admin@devotiomoderna.ru

Рейтинг@Mail.ru
Работа Центра осуществляется при поддержке
Фонда Форда